Голубева Дарья
Планирование прогулок с детьми раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки на летний период (1 неделя) в старшей возрастной группе
Конспект № 1
Понедельник
«Путешествие по лесу»
Цель: создание условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.
Задачи:
Образовательные
• Учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
• Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
• Научить видеть красоту окружающего мира.
Развивающие
• Развивать интерес и заботу к растительному миру.
• Развивать речевые и творческие способности детей.
Публикация «Планирование прогулок с детьми раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
• Развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость.
Воспитательные
• Воспитывать бережное отношение к дереву, как живому объекту.
Интеграция образовательных областей
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: Поезд-верёвочка, насекомые: бабочки-коробочки, муравьи, корзина с шишками, игрушка-белочка, медведь, лейка для полива, совочки, набор формочек для игры с песком, большой зонт, ткань (одеяло, скакалки, ленты, цветные мелки, мячик, мыльные пузыри.
Ход прогулки:
Воспитатель: Посмотрите, как ярко светит солнышко, дует теплый летний ветерок. Кругом цветут цветы, зеленеет трава, птицы щебечут, небо синее-синее, белые облака плывут. Солнце нас зовет погулять в лес.
Занимайте места на нашем паровозике и поедем (дети держатся за верёвочку).
Наблюдение
Воспитатель: - Ехали, мы ехали, на полянку приехали! (наблюдение за цветами в клумбах, бабочками-коробочками, муравьями художественного слова).
- Садимся в вагончики и поедем дальше. Ехали, мы ехали, и в лесок приехали.
Смотрите, дерево. А как оно называется? (ответы детей). Правильно ёлочка.
Труд
А кто это шишек много накидал? (дети оглядываются и видят белочку). Ребята, давайте поможем белочке собрать шишки в корзинку? Рассматривание белочки.
Белочка говорит вам «Спасибо» и «До свидания».
Сюжетно-ролевая игра
Ну, а теперь поедем дальше! Смотрите, ребятки нас ждёт машина. Садитесь в
машину! Шофёром – у нас будет – Вадим, а мы - пассажиры. Надевай, Вадим кепку и поехали. (Пение песенки «Машина, машина идёт гудит…».
Экспериментирование
- Ехали мы, ехали, посмотрите, куда же мы приехали? К мостику приехали через речку.
А в речке чистая водичка, как вы, думаете она тёплая или холодная?
(экспериментирование с водой). Ответы детей. Правильно, тёплая – это солнышко её нагрело.
Худ. слово:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
«Тепло от солнца, жарко от солнышка». Давайте покажем солнышку наши ладошки и погреем их. Солнышко ласковое, оно всех греет.
Вот мы с вами пришли к песочнице.
Ребята посмотрите, кто это сидит? (Мишка)
-Что - то он очень грустный. Что случилось Мишка?
Мишка (плача): Я хотел вас угостить пирожками, а у меня ничего не получается.
- Ребята, а вы хотите помочь Мишке? (Да)
Экспериментирование
Сейчас мы с вами познакомимся со свойствами песка, но с начала, повторим
правила игры с песком и Мишке расскажем:
Песочек в рот не брать
И в ребяток не бросать.
Не тереть глаза грязными руками.
Дети посмотрите, какой песок у Мишки. Песок сухой, светлый. Скажите, какой песок? (дети отвечают)
- Давайте высыплем песок, подставьте ладошки под «песочный дождик».
Песок рассыпается, сыплется, он сыпучий. Посмотрите, на ладошках у вас песок, из чего он состоит? (Из песчинок). Какие они? (Они маленькие)
- Правильно он состоит из песчинок, и они маленькие.
- Сейчас мы поможем Мишке сделать пирожки. Возьмем формочки насыплем в них песочек и сделаем пирожок.
Дети выполняют действие, а воспитатель читает стихотворение:
В руки мы берем совочек,
Сыплем в формочку песочек.
Помогай мне, не ленись!
Пирожок получись!
- Получились у вас пирожки? (Нет)
- Почему не получились? (Песок сухой, рассыпается).
- Посмотрите, наш Мишка расстроился еще больше, давайте мы вместе посмотрим на небо, нет ли тучки. Ребятки, вон тучка плывёт по небу, мы у неё попросим немножко дождичка (воспитатель поливает из лейки песок и перекапывает его).
- Ребята посмотрите, дождик прошел и намочил наш песочек. Песок был светлым, а теперь какой стал? (Темный)
- Потрогайте песок и скажите, песок сухой или мокрый? (Мокрый)
- А он так же сыплется струйкой, как сухой? Попробуйте. (Нет, песок не сыплется)
- Давайте из мокрого песка слепим пирожки. Возьмите формочки и аккуратно насыпайте в нее песок, постучите по песочку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на столешницу песочницы, постучим по донышку совочком.
Дети делают, а воспитатель читает стихотворение
В руки мы берем совочек,
Сыплем в формочку песочек.
Помогай мне, не ленись!
Пирожок получись!
Воспитатель: - Снимите формочку и посмотрите, что у вас получилось? (Пирожки)
- Почему у нас пирожки получились? (Пирожки получились, потому что мокрый песок лепится).
- Мишка посмотри, какие пирожки у нас получились.
Мишка: Спасибо вам ребята. А еще я узнал много нового и интересного. За то, что вы мне помогли, я приготовил вам угощение.
Дает детям корзинку с конфетами.
Мишка: - Мне пора возвращаться в лес. До свидания.
Ехали мы, ехали и на площадку приехали, а здесь нас ждут наши друзья.
- А теперь давайте порисуем мелками на доске «Дождик» - рисование мелками, пускание мыльных пузырей).
Самостоятельные игры с выносным материалом.
После игры побуждать малышей собирать игрушки.
Самостоятельная деятельность детей: катание с горки.
Подвижные игры:
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят:
«У медведя во бору,
грибы ягоды беру.
А медведь сидит
и на нас рычит».
Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.
Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
КОШКА И МЫШКА
Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят:
«Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый – беленький.
Ходит Васька – кот.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается, песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька – кот.
Серых мышек ждет».
После слов кошка начинает ловить мышку.
Правила:
Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.
Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.
Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».
Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.
Воспитатель:
-Наше путешествие закончилось и теперь, мы поедем в детский сад!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Хотите еще раз повторить такое путешествие?
Конспект № 2
Вторник
«Что нам лето подарило?»
Место проведения: Территория детского сада.
Время проведения: Лето.
Цель: Закреплять представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по участку). Формирование опыта взаимодействия ребенка с природой. Обобщить знания детей и основных представлениях о лете.
Ход: прогулка.
Воспитатель: Для начала, предлагаю послушать стихотворения:
***
Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето!
***
Вот и лето подоспело
– Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком
– Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворениях? (Ответы. Детей)
Воспитатель: Я вам прочитала стихотворения, ну, а теперь кто внимательно слушал, ответят мне, о каких цветах и ягодах говорится в стихотворениях? (Ответы. Детей)
Воспитатель: «Ребята, лето красное, лето жаркое с нами дружит. Давайте пойдем по территории, посмотрим, что нам лето подарило?»
Дети идут, отмечают: вся земля покрыта…Чем? (Зеленой травой, травушкой муравушкой шелковой). А в траве растут цветы. Какие? (Дети уточняют их название, цвет).
Динамическое упражнение «На водопой»
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки (Дети шагают)
По камешкам, по камешкам (Дети прыгают)
И в ямку - бух! (Дети приседают).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки (Дети моют ноги)
Один серый
Другой белый
Спрятались в канавке (Дети приседают)
Прилетели птички
Птички – невелички,
Все летали, все летали
Крыльями махали (дети - птички, выполняют движения).
Игру можно продолжить, читая другие стихотворные тексты. Для старших дошкольников можно подобрать стихотворения, которые они разучивали в течение года. Закрепить свои впечатления на прогулке дети могут на занятии рисования, лепки и других
Воспитатель: Обратите внимание дети, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а вечером тень длиннее.
Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром и днем. Объяснить, почему камни так нагреваются к вечеру.
Обратить внимание детей на растения клумбы: утром они свежие, упругие, днем поникшие, а к вечеру поднимаются.
Предложить детям потрогать почву, днем и вечером, чтобы они сказали, когда она теплее.
Загадать детям загадку:
Утром добрая девица,
В каждый дом попасть стремится,
Чтобы стало всем светло,
И уютно, и тепло.
Ну, а вдруг раздухарится,
Эта рыжая девица,
Будет и жара, и зной,
Не поспорите со мной! (солнце).
Познавательно-исследовательская деятельность:
Рассмотреть с детьми деревья, растущие на участке детского сада; вспомнить их названия, описать.
Предложить зарисовать (обвести) контур листьев с последующим самостоятельным закрашиванием.
Труд в природе: Полить цветочки в клумбах.
Воспитатель: Девочки, Вы мне сейчас поможете полить цветы. Наполним наши леечки водой из крана и понесем их на клумбу. Тогда цветочки на клумбе будут свежими, красивыми, упругими и будут радовать наш глаз.
Цель: Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Решить загадку – шараду:
Под моей листвой пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишней
Смысл получится другой.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня. (Клен, лен).
Воспитатель: А что лето еще нам подарило – давайте посмотрим?
«Лето нам подарило и красивые цветы на клумбе. Какие цветы вы знаете, назовите» (дети стоят вокруг клумбы и называют цветы, уточняют их цвет).
Ритмическая игра «Мы идем в лесок».
Мы идем в лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба)
Впереди ручеек, перейди – вот мосток. (На носочках)
Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки)
Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (Приседают)
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег)
Мы пришли с тобой дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба)
Подведение итогов: Вы сегодня очень хорошо потрудились. Все устали и пора нам возвращаться в группу, кто хорошо поработал, того ждет сюрприз. Но давайте сначала расскажем, о чем мы с вами сегодня говорили? Что интересного вы запомнили? Что вам понравилось на занятии? Оценивается работа каждого ребенка.
Конспект № 3
Среда
«Удивительный мир природы»
Цель: «Воспитание бережного отношения к природе и умения видеть ее красоту»
Задачи:
Воспитательная:
• воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры, гордиться недрами родной земли;
• формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности;
Развивающая:
• закрепить представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
• расширять представления о насекомых (иерархии пчел);
• закреплять представления о деревьях ближайшего окружения (липы);
• закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор);
Обучающие:
• совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• расширять представления об особенностях приспособления птиц к окружающей среде;
Предварительная работа:
1. Изготовление макета «Экологическая тропа», карты – схемы, схемы «Пчелиная семья».
2. Чтение стихов С. Есенина «Береза», «Черемуха»; А. Блока «На лугу»; В. Бианки «Сова».
3. Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
4. Чтение рассказов М. Зощенко «Великие путешественники», Н. Телешова «Уха», Ю. Коваль «Русачок- травник», П. Воронко «Лучше нет родного края», В. Орлова «Ты лети к нам, скворушка…».
5. Проведение наблюдений за изменениями в природе, бесед о птицах, пчелах.
6. Повторение техники безопасности во время похода.
7. Рассматривание иллюстраций из серии «Деревья», «Насекомые», «Овощи».
8. Разучивание туристической песни «Горизонт», подвижных игр «Пчелки» и «Перелет птиц», физкультминутки «Овощи».
9. Прослушивание голосов птиц.
10. Подбор и прослушивание музыкальных произведений.
11. Оборудование на территории ДОУ «Экологической тропы».
Подготовка экскурсионного снаряжения:
• План маршрута, компас, палатка, коврик для детей, котелок, тренога;
• Зеленые косынки на каждого;
• Ведра по числу детей – 12 штук;
• Костюм помидора;
• Сундучок;
• Мед, термос;
• Цветок-шляпа для игры;
• Мольберт – 4 штуки, магниты, указка;
• Столик к палатке и к липе;
• Деревянная посуда под мед;
• Бокалы по числу детей, самовар;
• Рюкзаки, питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;
• Изображение пчел;
• Изображения птиц, макеты птиц, кормушка;
• Таблички для станций;
• Изображение липы, аптечная коробка, соцветия липы высушенные
Ход прогулки — экскурсии
(Дети в походной одежде, зеленых косынках и с рюкзаками встают полукругом возле центрального выхода)
Воспитатель: Ребята, доброе утро! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы совершим прогулку-экскурсию по территории детского сада, по «Экологической тропе» и узнаем много нового о жизни растений, птиц, насекомых. Какое сейчас у нас время года? (Лето). Как нам нужно одеваться на прогулку-экскурсию? (Панаму, удобную обувь, удобную одежду). Что нам необходимо взять с собой? (Рюкзаки с водой, аптечку, влажные салфетки, а чтобы не заблудиться в поход берут? (Компас)
(Воспитатель с детьми подходит к Старичку-Лесовичку (пенек)
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает! (Старичок-лесовичок). Он мне хочет что-то сказать. В его большом царстве потерялась помощница, а как ее зовут, он забыл, но он нам даст вот эту карту-схему. Что же нам необходимо сделать? (Пойти по «Экологической тропе» и найти Помощницу).
Ребята, вспомним правила поведения в природе (Идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники).
Молодцы! Посмотрите на карту – схему. Куда мы направляемся? (На станцию №1). (Далее воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию по маршруту под музыку)
Музыка 1 «Песенка о лете» муз. Е. Крылатого, сл. Ю. Энтина
Станцию №1
Воспитатель: Друзья, мы с вами пришли на станцию №1 «Жужжащий, ползающий мир».
Беседа о пчелах: Пчёлы — высокоорганизованные насекомые, они совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья при необходимости, совместно защищаются от врагов. Все пчелы – отличные путешественницы. Они безошибочно находят обратный путь домой, даже улетев от него на большое расстояние. Специальный ящик для содержания пчёл как называется? (Улей).
Пчелиная семья (Показ картинки).
Пчелиная матка- продолжательница рода. Она откладывает яйца, из которых развиваются рабочие пчелы, трутни и другие матки.
Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, так как у них хорошо развито маточное молочко. Старшие пчёлы занимаются постройкой жилья — у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитаров. Пожилые пчёлы-вентиляторщицы.
И только старые пчёлы занимаются сбором мёда.
Добыча меда. Для получения ложки меда 200 пчел должны собирать цветочный нектар целый день. Чем пчёлы собирают мед? (хоботком) А переносят в медовом желудочке.
Польза пчел По народным приметам, пчелы водятся только у добрых людей, а злых они не любят. Пчелиный мед является лекарственным. После своей смерти пчела тоже приносит людям пользу — из пчелиного подмора (погибших пчел) делают лекарство.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие виды пчел бывают, и чем они занимаются? (Рефлексия по картинкам)
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Пчелы»
Подвижная игра «Пчелы»
(Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей (мальчики) и Пчел (девочки). Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют):
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные —
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
(Пчелы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчел удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши)
Воспитатель: Ребята, пока вы играли, мне Матка отдала первую подсказку (Часть картинки). Нам пора идти дальше по маршруту.
Музыка 2 Песенка пчелки Майя из м\ф «Новые приключения Пчелки Майи».
Станция №2
Воспитатель: Посмотрите, куда мы пришли? На станцию №2 «Кладовая здоровья»
Липа: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна — (Липа)
Лето удивительно богато запахами. Пахнет цветами и травами. С самого раннего утра до позднего вечера летает вокруг липы множество насекомых, особенно пчел: это дерево – лучший медонос.
Цветы липы содержат эфирное масло, витамин С. Ребята, от каких болезней лечат цветки липы? (При простуде, кашле). Эти цветки входят в состав многих лекарственных сборов. Когда собирают липовый цвет? (В середине лета)
Кто знает, как заваривать липовый чай? (Столовую ложку цветов липы заливают стаканом кипятка. Настаивают в закрытой посуде, процеживают и пьют как обычный чай)
Липа: Молодцы, ребята, за правильные ответы вы получаете часть картинки-подсказки, я вас угощаю липовым чаем и разрешаю взять с моих веточек по листочку для гербария. До свидания!
Музыка 3 «Озорная полька» муз. Н. Вересонина (Дети продолжают путь).
Станция №3
Воспитатель: Мы пришли на станцию №4 «Птичья столовая». Давайте внимательно посмотрим, что и кто находится на деревьях? (Кормушка, птицы). Что птицы делают на деревьях?
(Птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах, находят пищу).
Воспитатель: Кто помогает распространять семена деревьев? (Птицы) Соблюдайте тишину и постарайтесь узнать по голосу, какие птицы спрятались на дереве?
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
(Звуки птиц: чиж, дрозд, перепел, поползень, соловей, ворона)
Чтобы птицы отдали нам картинку, нам надо научить их прятаться от бури. Подвижная игра «Перелет птиц» Спортивная площадка – это «лес», спортивное оборудование – «гнезда». Дети – «птички» летают по лесу (бегают в разных направлениях, изображая движения птиц). На слова: «Буря начинается», птицы быстро спасаются от бури, прячутся в «гнезда». Когда буря утихает, птицы вылетают и снова начинают бегать по площадке.
(Дети находят часть картинки, идут на следующую станцию).
Музыка 12 Песня птички.
Станция №4
(Дети подходят к огороду, (станция №4 «Мой зеленый огород») складывают рюкзаки. Их встречает Помидор (дошкольник)
Помидор:
Помидор я, иль томат,
Витаминами богат,
На вид я не ужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад.
Чтобы выросли помидоры, что нужно делать? (Посадить рассаду, полоть грядку и поливать). Поможете мне? Но вначале надо потренироваться.
Физминутка: «Овощи»
Дружно мы вскопаем грядку.
Всё посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!
Здесь – растут морковка, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.
(Трудовая деятельность: прополка и полив рассады помидоров)
Помидор:
Вы молодцы, мне помогли,
Картинку за труды берите,
И к Лесовичку скорей спешите!
(Помидор отдает часть картинки. Дети надевают рюкзаки и под музыку идут к Старичку-Лесовичку)
Музыка 13 «Веселый огород» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина.
Рефлексия: (Вернувшись на место, дети подходят к макету «Экологическая тропа»)
Воспитатель: Наше приключение заканчивается. Давайте подойдем к макету и вспомним, на каких станциях мы были? (Дети отвечают, где были).
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к Старичку-Лесовичку и соберем из частей целую картинку.
Дидактическая игра «Собери картинку-пчелу».
(Лесовичок благодарит за работу и предлагает положить картинку в его волшебный сундучок и произнести волшебные слова)
Сундучок волшебный мой,
Тайну мне сейчас открой,
Пчелки потрудились тут
Ты яви мне их продукт.
(Воспитатель вынимает мед)
Воспитатель: Давайте поблагодарим Старичка-Лесовичка! Попрощаемся с ним, и пойдем в группу пить чай с медом.
Сюрпризный момент: чаепитие с медом.