Микеева Эмма
Планирование проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование является одной из задач профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. По своей сути, это продуктивная деятельность, которая разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Проект представляет собой модель педагогической системы, готовую для практического применения в педагогической практике. В рамках комплексно-тематического подхода к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях это тематические проекты, рассчитанные на разный срок реализации в образовательном процессе.
Публикация «Планирование проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Тематические проекты включают в себя : цели воспитания и развития ребенка, содержание взаимодействия педагога и ребенка, методы и средства осуществления взаимодействия и оценку его результата. Разработка педагогом проекта предполагает планирование выполнения детьми комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Проектирование допускает многовариантность решений и тем самым определяет направление планирования и организации образовательного процесса, исходя из особенностей мониторинга детского развития, детских интересов, специфики условий конкретного дошкольного учреждения.
Рассмотрим главные характеристики проекта как формы планирования. Первый показатель проекта — это наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы в ее формулировке.
Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей. В младшей группе при определении и формулировании темы проектов лучше «идти от детей», ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком. Поэтому в сетке годового планирования в младшей группе типичны темы: «Мы обедаем», «Наши игрушки», «Наш участок: мы гуляем!», «Дом, в котором мы живем», «Мой домашний любимец», «Мы улыбаемся — у нас праздник», «Надо, надо умываться…», «Мы показываем театр» и т. д.
В средней группе в формулировках тем отражается потребность детей этого возраста в активном познании окружающего мира, в стремлении «все попробовать самому», к экспериментированию, к совместному игровому взаимодействию. Эти особенности возраста находят отражение в таких формулировках тематики проектов как : «Из чего сделаны предметы?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?», «Витамины — помощники здоровью», «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус» (прил. 1). В старшем дошкольном возрасте уже в самой формулировке темы проекта должна присутствовать загадка («Загадки космоса», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества», интрига («Дома мама и папа, а на работе?», реально существующая в группе проблема («Веселые истории вокруг нас», «Как укрепить организм зимой») или противоречие, сомнение («Дружба начинается с улыбки?») Характерной чертой проекта как формы планирования является формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них. Это может быть необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой сюжетно-ролевой игры, разработать новые правила, узнать новое явление, подготовиться к празднику, показать свои умения, подготовить поздравление близким и т. п. Постановка цели проектной деятельности через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение. Чем младше дети, тем особенно важно, чтобы полученный в результате совместных усилий и личного участия каждого результат можно было увидеть, подержать в руках, поиграть с ним или использовать в деятельности для решения игровых, бытовых или учебных задач.
Использование в ходе проекта разных форм организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Выбор педагогом формы организации детей зависит от содержания деятельности, возможностей детей и педагогических задач. В старшем дошкольном возрасте приоритетными будут подгрупповые формы детского взаимодействия, которые позволяют использовать современные интерактивные технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, создать условия для самооценки ребенка и проявления индивидуальных способностей каждого. Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является неотъемлемой частью проекта. Воспитателю необходимо создать условия для того, что- бы дети-участники проекта получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных для реализации проекта и создания конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона.
В старшей и подготовительной к школе группах работа по проекту может заканчиваться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной деятельности. При этом можно обсудить с детьми успехи и трудности, с которыми они столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущих проектах. В обсуждении с детьми подготовительной к школе группы воспитатель может использовать термин «проект» : «Мы с вами закончили большой проект…», «Нас ждет новый интересный проект на тему…». Использование термина из «взрослой жизни» усиливает для ребенка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению уровня ответственности перед сверстниками.
Прежде всего, в процессе педагогического проектирования определяется ожидаемый результат, а затем этапы и средства его достижения. Определение ожидаемого результата требует формулирования целей и задач работы с детьми на определенный период, их уточнения в соответствии с содержанием программы, конкретных представлений, умений, способностей, интересов, над развитием которых предстоит работать.
Важно учитывать современность тематики детских проектов и образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности, предусмотреть возможность оперативного включения тем, содержания и форм, в соответствии с возникающими проблемными моментами, а также с учетом явлений и событий окружающего мира. В процессе проектирования необходимо ориентироваться на социокультурные возможности и ресурсы в организации образовательного процесса. Важно предусматривать «открытость» миру: отражение впечатлений от празднования определенных событий, традиционных народных гуляний, культурных и массовых событий (выставок, соревнований) в оформлении детского сада, тематике бесед и образовательных ситуаций с детьми, а также «приближение» детей к окружающему миру — выезды в театры, музеи, зоопарки, библиотеки.