Елена Зайцева
Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на лето
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели «Такие разные звуки»
- Беседа «Как появляется песенка?»
-Слушание «Звуки природы»
-Опыт: «Шуршащая или поющая бумага».
- Может ли бумага издавать звуки, петь? Ход: Взять бумагу и выполнять движение «стирка белья. Бумага шуршит, скрипит).
Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.
- Экспериментирование:
1. «Почему комар пищит, а шмель жужжит» (представление о частоте звука). Выявить причину происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
2. «Звуки в воде». Выявить особенности передачи звука на расстояние.
Публикация «Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на лето» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
3. «3вучит — не звучит». Ход: На столе лежат ложки из дерева, пластмассы, металла. Из чего они сделаны?
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.
- Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, обследование музыкальных инструментов.
Взаимодействие с родителями
- Приобщение к организации
выставки детских музыкальных инструментов в группе.
- Сбор бросового материала для изготовления «шумелок».
-Консультация «Влияние музыки на оздоровление детей»
Тема недели «Воздух-невидимка и волшебница вода».
- Беседа «Вода – источник жизни».
- Проблемная ситуация «Если б не было воды…»
-Рассказывание о предназначении пресной и солёной воды.
-Наблюдение: «Круговорот воды в природе».
Ход: Налить в сосуд немного воды и поставить его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
-Экологическая беседа «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
- Опыт с водой «Очистка воды фильтрами».
- Проблемная ситуация «Как можно увидеть и почувствовать воздух?
- Опыт «Воздух двигает предметы». Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы1. Сделать с детьми лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2. Подуть на перышко.
3. Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
-Опыт . Дать детям представление о том, что «воздух можно увидеть в воде».
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в ёмкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
Взаимодействие с родителями
- Предложить организовать поход или поездку в выходной день к роднику (реке, озеру).
- Папка-передвижка «Водные просторы России».
- Стендовая информация:
«Элементарные опыты и эксперименты с водой и воздухом».
Тема недели «Незнайка пришёл в гости»
«День камня». Незнайка приходит с вопросом «Откуда берутся камни?» Уточнять и расширять знания о камнях.
- Исследование камней (форма, структура рисунка, вес). Обозначить свойства камня (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый)
- Опыт с камешками и водой «Наверх»
- Выставка «Живые камни» (Уголь, мел, известняк, ракушки, жемчуг)
- Д/и «Найди камень по описанию».
«Мы – фокусники».
- Эксперимент: «Научи яйцо плавать» Незнайка приносит вареное яйцо, стакан с чистой водой, соль. Яйцо опускает в стакан – оно опускается на дно стакана. Как заставить яйцо плавать на поверхности воды?
Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
- Опыт «Откуда берется дождь?» Выявить, откуда берётся дождь. Ход: Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в ёмкость с водой, сжимают её, делают «дождь» и «сильный дождь».
Взаимодействие с родителями
-Консультация
«Занимательные опыты и эксперименты с детьми»
Тема недели «Летние забавы»
- «Дни песка и глины». Систематизировать знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т. д., глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду);
- Эксперимент: «Песочные часы».
Понаблюдать с детьми, через какую воронку песок сыплется быстрее и почему.
- Опыт «Песок хорошо пропускает воду, глина – плохо».
- Эксперимент «Посадим дерево в глину и песок».
«День солнечного лучика».
-Где ночует Солнце? Помочь Незнайке понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). Вывод: зеркало, или ровная блестящая поверхность отражает луч света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние.
-Эксперимент «Откуда радуга берётся?».
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Ход: Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найти положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
-П/и «Волшебное лукошко»
Взять песочные часы. Детям надо по очереди добежать до лукошка и руками отыскать игрушку из песка. Какая команда больше игрушек найдет. Как песок высыпался, время заканчивается, и считают игрушки.
Взаимодействие с родителями
-Мастер-класс «Изготовление поделок из природного материала»
-Памятка «Список вещей, необходимых на отдыхе с ребёнком»
-Представление фотовыставки «Юные экспериментаторы»
Тема недели «Азбука безопасности»
- Беседа «Если в доме пожар, беда - набирай один, один, два».
-Проигрывание ситуаций: «В доме возник пожар». Обучать детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
- «День ПДД».
Сюжетная игра «Сдача экзамена на право управления велосипедом»
-Расту здоровым!
Практикум «Если ты поранил палец»
-Беседа «Ветер-невидимка»
- Почему опасно играть с сухим песком в ветреную погоду?
-Опыт «Ветер». Дети рассматривают банку с насыпанным тонким слоем песка. Вместе с взрослым создают ураган – сильно разбалтывают банку и выясняют, что происходит и почему. Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
- Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги».
Взаимодействие с родителями
-Памятка:
«Соблюдение правил безопасности при экспериментировании дома».
-Стендовая информация: «Обеспечение безопасности ребенка в летний период»
Тема недели «Летние путешествия»
«День полевых и луговых цветов»
- Поход на экологическую тропу. Заготовка для гербария.
- Наблюдение и уход за растениями в огороде.
-Опыт «Вода - растворитель».
- Опыт с водой «Природные красители – растения»: Раскрасим воду в разные цвета. Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
- Исследование листиков смородины: какие на ощупь, какие по цвету, имеют приятный запах.
-Экспериментируем с магнитом. Закрепить знания о свойствах магнита (притягивает к себе металлические предметы в воздухе, воде, через твердые предметы: стекло и дерево). Познакомить с компасом, учить определять стороны света с его помощью.
-Опыт «Бабочка летит» (Положить на лист картона бабочку, магнит под картон. Двигать бабочку по нарисованным дорожкам) Вывод - магнитная сила проходит через бумагу.
Взаимодействие с родителями
Рекомендовать показать детям, как взрослые подготавливают овощи для приёма их в пищу.
Тема недели «До свидания, лето!»
«В гостях у лета».
-Эксперимент «Таинственные стёкла»
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла. Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
-Исследование «Как образуется тень?» Рассмотреть тень на улице: днём от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.
- «День Нептуна».
-Эксперимент «Фонтанчики». Ход: Налить воду в бутылку с закрытыми дырочками, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет. Игры с водой, песком.
«Путешествие в мир дерева, бумаги»
-Игра-эксперимент «Тонет – не тонет». Дать детям представление о свойстве деревянных предметов - плавучесть.
- «Бумажные забавы». Исследовать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная,
-Опыт: «Вода и бумага»
Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
- Опыт «Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
Д/и «Из чего сделано?», «Найди пару»
Взаимодействие с родителями
-Стенгазета «Много радости и света подарило это лето!».
- Совместное детско-родительское развлечение «Лето-это маленькая жизнь»