ЗОЛИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
План по самообразованию на тему «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План с 2012-2015год.
№ Раздел плана Организация Форма работы Практические цели
1 Подготовительный этап. Проведение беседы с детьми. Рассматривание всех членов семьи. Формировать дружеские отношения всех членов в семье. Воспитывать уважение к своим родным людям.
2 Аналитико-диагнастический. Игра – тренинг. «Мой лучший друг или подруга». Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе. Воспитывать уважение к друг другу. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.
Публикация «План по самообразованию на тему „Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Планы
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
3 Основной этап. Проведение совместных дидактических игр. «Красивый наряд». Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты. Отражать в игре личный опыт и знания. Воспитывать уважение к взрослым.
4 Основной этап. Наблюдения –беседы с детьми. Игра ситуация «Кинотеатр». Рассказать об устройстве кинотеатра. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).
5 Продуктивная деятельность. «Нарисуй своего соседа по парте». Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу. Учить разрешать конфликтные ситуации. Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.
6 Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материала на педсовете.
Цель исследования: - на основе современной теории и методологии изучение проблемы и особенностей процесса социализации, сформировать правильную модель поведения дошкольников в совместных играх, учитывая их гендерную принадлежность.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
• воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
• воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
• развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
• развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;
• обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
• закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
• углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Актуальность – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Ожидаемый результат:
Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс нашего детского сада технологии гендерного подхода.
Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности,но не потому,что ребенок большую часть времени проводит в играх. Для того, чтобы воспитать у мальчиков и девочек осознанное отношение к себе и окружающим, сформировать правильную модель поведения в совместных играх, были использованы следующие методы и приемы:
- наблюдения;
- беседы;
-дидактические игры;
- игра- тренинг;
- совместные игры;
- игры – ситуации;
- продуктивная деятельность;
После бесед и наблюдений за совместными играми была проведена игра – тренинг «Мой лучший друг или подруга». Была создана среда для продуктивной деятельности дошкольников и соответственное заданию, эмоциональное настроение.
Цель игры: Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе. Воспитывать уважение к друг другу. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.
Мальчик и девочка, — какие они?
На первом этапе в процессе игровой деятельности у детей было выявлено:
Поскольку это совершенно новое задание для дошкольников, была проведена предварительная работа, состоящая в следующем:
- дошкольникам напомнили, что есть «девочка» и «мальчик», т. е. «девочка»- подруга, а «мальчик»- друг;
- предложили вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;
-увидеть какое настроение у них;
- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;
- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).
Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Для этого были внесены новые атрибуты и использованы опыт и знания, полученные детьми дома и в детском саду, учитывая гендерную принадлежность. Проведена игра «Красивый наряд». Цели:
Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.
Предоставить возможность занять позицию взрослого.
Отражать в игре личный опыт и знания.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.
Содержание этого этапа призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.
Света и Миша играют в семью. Миша предлагает девочке принарядиться. Для этого Света сначала гладит кофточку, затем снимает юбку с вешалки и одевает все на себя. Миша оценивающе смотрит на Свету и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.
Было очень интересно наблюдать за процессом игры. Света с таким умением и быстротой выполняла все действия, а Миша с уважением и теплотой помогал ей.
После выполнения задания дошкольники любуются ими, поддерживают дружескую беседу. Затем была проведена еще одна игра – ситуация «Кинотеатр».
Цели:
1. Рассказать об устройстве кинотеатра.
2. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).
После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. На фото явно видно, что диалог происходит в дружеской обстановке, большинство детей общаются на нормальном уровне. Педагог при необходимости напоминает форму общения.
На прогулке дети тоже играли в совместные игры.
Совместные игры на прогулке способствуют благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию правильной модели поведения.
Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек в игре.
Дошкольники самостоятельно уже договариваются – чем займутся на прогулке. Маша и Гриша решили построить крепость из комков снега. Они договорились, что вместе будут катать ком, а Гриша устанавливать его на место. Было любопытно наблюдать, как ребята спорили о постройке, но выглядело это очень дружелюбно со стороны. Гриша как строитель выдвинул свою версию постройки, а Маша предложила ее потом украсить веточками и слепить рядом маленького снеговика.
Таким образом, на прогулке могут общаться дошкольники в соответствии с полученными знаниями и опытом. Это дает возможность закрепить навыки культуры общения и построить модель поведения, соответствующую и адекватную данному полу.
После всех совместных игр и тренингов проводилась продуктивная деятельность (рисование).
В ходе индивидуальной работы по рисованию была предложена тема: «Нарисуй своего соседа».
Цель:
Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу.
Учить разрешать конфликтные ситуации.
Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.
При выполнении задания педагог предложила нарисовать своего соседа по парте. Дошкольники использовали различные художественные средства. Было очень интересно наблюдать, как дети воспринимали друг друга, пытаясь и стараясь нарисовать красиво и аккуратно. У девочек, конечно, получился более похож рисунок на своего соседа, мальчика. Однако и мальчики постарались. После этого дошкольники обменялись рисунками, и пошли вместе и дружно доигрывать в игровые уголки.
После проведенных практических занятий мои дети стали относится друг другу более доброжелательно. Мальчики с удовольствием помогают девочкам. Совместных игр в группе и на площадке стало намного больше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав представленную литературу по гендерному воспитанию, в частности связанную с формированием модели поведения дошкольников, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна и своевременна.
Наша задача на данном этапе была выполнена. Поставленная цель- способствование благоприятному протеканию процесса гендерной принадлежности мальчиков и девочек, создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли и формирование адекватной полу модели поведения - достигнута.
Но есть и еще много проблем, которые надо решить в связи с этой темой. Не многие родители понимают, зачем это нужно дошкольникам, они считают, что мальчики и девочки – это просто дети. И не стоит заострять внимание на их половую принадлежность и разное воспитание. Поэтому моим дельнейшим продолжением работы будет более углубленное взаимодействие с родителями воспитанников: проведение консультаций, открытых показов совместной организованной деятельности, совместных посиделок и т. п.
Также есть большое желание привлечь и воспитателей других групп к этой теме, предложить педагогам специальную литературу по проблемам дифференцированного воспитания девочек и мальчиков.