Любовь Ладода
Социализация и индивидуализация современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Любой человек живет и развивается под влиянием окружающих его людей и предметов. Пространственный подход к образованию охватывает самые разнообразные объекты и процессы, это и влияние среды, окружающей человека и внутренние психические процессы, которые протекают под действием этой среды как сознательные, так и бессознательные. Образовательное пространство можно оценить как взаимное влияние субъекта и окружающих его обстановки и людей.
Публикация «Социализация и индивидуализация современных дошкольников» размещена в разделах
Человек растет и развивается в окружении людей и их влияние невозможно недооценить. Первым «педагогом» и первым социальным опытом для ребенка становится семья. Обстановка, которую создают для новорожденного по своему вкусу родители, традиции, которые свойственны их семье, быт, который окружает ребенка – это первый опыт взаимодействия ребенка, который воспринимается как единственно правильный, истинный. Дальнейшее расширение границ среды приводит к новому опыту ребенка и поиску новых способов взаимодействия, и чем больше у ребенка появляется этих способов, тем лучше проходит социализация. Бессознательное копирование и повторение ребенком поведения окружающих людей со временем становится осознанным, ребенок к старшему дошкольному возрасту уже становится способен к произвольности поведения, начинается проявлять волевые качества, проявляется саморегуляция в поведении.
Но развитие происходит не только под действием общения. Среда, в которой растет ребенок, также приводит к качественным психическим изменениям. Влиянием окружающей среды на развитие ребенка занимались и продолжают заниматься многие исследователи в области педагогики. Освоение знаковой культуры, сенсорных эталонов, стремление к познанию окружающего мира через чувственное восприятие и как следствие развитие высших психических функций (мышления, памяти, воображения) происходит при наличии соответствующей развивающей среды. На развитие ребенка влияют те условия, которые создает государство для него, культура, традиции и быт, которые приняты в этой местности и в его семье в том числе. Все это влияет на социализацию ребенка и на его успех.
Таким образом мы можем сказать о неоспоримом влиянии окружающих людей и обстановки на развитие ребенка.
Но является ли эта связь односторонней? Можно ли утверждать, что только внешние факторы способны изменить ребенка, а значит, он выступает как объект, на который направленно определенное воздействие? Конечно это не так, гуманизация современного образования, направленность его на развитие личности ребенка, а не на наполнение различными знаниями и навыками доказывает, что ребенок является субъектом своего образования.
Личностное отношение к ребенку предполагает отношение к нему как к индивидууму, обладающему совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя в течение жизни. Для формирования индивидуальности ребенка требуется его общественная активность. Получается, что для того, чтобы ребенок начал проявлять свою индивидуальность, он должен вначале освоить социальные навыки, стать частью общества, в котором он находится, усвоить нормы и правила, которые приняты в данном обществе.
Социализация и индивидуализация – это необходимые процессы для целостного развитие человека, утрата одного из них приводит к неполноценному развитию. Взаимное влияние этих процессов, их столкновения в процессе жизни человека и целого общества развивают не только отдельно взятую личность, но и человечество в целом.
В дошкольном возрасте данные процессы только начинаются, ребенок еще знакомится с их многообразием проявлений. Но одно можно сказать точно: для того, чтобы вырастить гармоничную личность, способную к проявлению индивидуальности, требуется вначале помочь ребенку социализироваться в обществе, усвоить правила и нормы поведения, принятые в нем, освоить культурное поведение и взаимодействие. По тому, насколько ребенок способен к проявлению личностных качеств можно судить о качестве образования.