Ольга Короткова
НОД о познавательно-исследовательской деятельности «Чудесная глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины, способами её использования.
Задачи:
• формировать представление о глине, как основе гончарного
производства (твердая - в сухом состоянии; мягкая - во влажном);
• обогатить представление детей об использовании глины человеком;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
• способствовать развитию творческого потенциала через игровую
импровизацию;
• воспитывать ценностное отношение к труду и его результату;
Публикация «НОД о познавательно-исследовательской деятельности „Чудесная глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку
сообща играть, трудиться, заниматься.
Ход НОД.
Жестовая игра: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую.
(Входит девочка)
Воспитатель: «Настенька, почему ты такая грустная?»
Девочка: «У меня разбилась моя самая любимая чашка. Кто мне поможет?
Может вы ребята?»
Воспитатель: «А где же твоя разбитая чашка?»
Девочка: «Вот что от нее осталось»
Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, из чего сделана чашка Насти? Может
из стекла?»
(Ответы детей)
Воспитатель: «Почему вы думаете, что не из стекла?
(Дети рассказывают о свойствах стекла).
Воспитатель: «А из чего же сделана чашка?»
(Дети отвечают, что чашка сделана из глины, обосновывают свой ответ)
Воспитатель: «Мы сможем помочь Настеньке?»
( Ответы детей: «Склеить, купить, слепить…»
Воспитатель: «Правильно, мы можем слепить чашку из глины».
Воспитатель: «А где можно найти глину?»
(Ответы детей).
Воспитатель: «Да, мы уже с вами рассматривали слои почвы. Вспомните,
какие слои вы знаете?
( Ответы детей: земля, песок, камни, глина
Воспитатель: «Давайте отправимся на поиски глины»
Какое сейчас время года? (Осень). Какая осень? (Поздняя)
Что же мы должны сделать, чтобы не замерзнуть? (Ответы)
Жестовая игра: Надеваем сапожки на наши ножки:
Этот на правую ножку,
Этот на левую ножку.
Надеваем шапочки,
Надеваем курточки,
Застегиваем пуговички,
Раз, два, три, четыре, пять,
Все готовы глину отыскать?
Лопатки быстро мы возьмем и на улицу пойдем.
Дружно идут ножки по мокрой от дождя дорожке.
Раз, два, три,
Вот дошли до места мы.
Глубоко копать начнем, убираем чернозем.
До песка мы докопали, слой песчаный мы убрали.
Вот и глина. Хороша. Ее возьмем мы не спеша.
В садик глину принесем, ее рассматривать начнем.
Раз, два, три, вот и в садике уж мы.
Разденемся и сядем за столы.
Воспитатель: «Посмотрите ребята, какого цвета глина?
(Ответы детей).
Воспитатель: «А вы знаете, что в зависимости от того, где находится глина,
она имеет разный цвет: красный, зеленый, черный, коричневый, голубой,
желтый, белый. Больше всего глины - серой.
Попробуйте ее руками, какая она?
(Достаточно твердая)
Воспитатель: «Надавите на глину посильнее. Что с ней произошло?»
( Ответы: Глина рассыпается, разламывается на кусочки)
Воспитатель: «Что можно сказать о прочности глины?»
(Непрочная, ломкая)
Воспитатель: «У нас на столах есть песок, сравним глину и песок. Возьмите
лупы. Посмотрите, из чего состоит песок? Теперь рассмотрим глину.
(По ходу исследования дети отвечают)
Воспитатель: Да, песок состоит из мелких частиц, а у глины еще мельче
частицы, но они как - будто крепко держатся за руки, спрессованы в
комочки. Возьмем ложечкой воду и нальем в песок. Что произошло?
(Вода прошла через песок, песок намок.)
Воспитатель: «А теперь налейте воду на глину. Что происходит?» (Вода скатывается с кусочка глины)
Воспитатель: «Какой вывод можно сделать?»
(Глина не пропускает воду, не намокает)
Воспитатель: «Вчера я завернула глину в мокрую тряпочку, давайте
посмотрим, что произошло»
(Дети исследуют глину.)
Воспитатель: «Какая стала глина?»
(Мягкая, эластичная, гладкая, блестит)
Воспитатель: «Человек с давних времён использовал глину.
Как вы думаете, что делал человек из глины?
(Ответы)
Воспитатель: «Человек лепил из глины посуду, игрушки, сувениры. Так же
глину использовали в строительстве домов. Чистая глина входит в состав
некоторых лекарств, даже в состав зубных паст. Предлагаю вам отправится
на выставку глиняных работ.
(Дети рассматривают поделки из глины).
Воспитатель: «Понравилась вам выставка?»
(Ответы детей).
Воспитатель: «Кто знает, как называется мастер, работающий с глиной?»
(Гончар)
Воспитатель: «Вы хотите посмотреть, как создает свои работы гончар?»
(Дети смотрят видеофильм о работе гончара. Затем рассказывают о
последовательности работы мастера).
Воспитатель: «А вы хотите сейчас стать гончарами? Тогда проходите в
гончарную мастерскую. На выставке вы видели много интересных работ. Что
вам хотелось бы слепить из глины?»
(Ответы. Кто-то захотел слепить новую чашку для Насти)
Воспитатель: «Надевайте фартуки. Какими приемами мы пользуемся при
лепке?»
(Ответы детей о приёмах лепки)
Воспитатель: «Подготовим руки к работе.
Пальчиковая игра:
Руки хорошо потрем,
До тепла их разомнем,
Чисто вымоем сначала,
Чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
Нам поделочку слепите».
Приступайте к работе.
(Дети лепят поделки из глины. Рассматривание и обсуждение готовых работ).
Воспитатель: «Ребята, что вы узнали о глине?»
(Ответы детей).