Морева Ольга Ивановна
Формы познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
Цель современного образования –развитие личности ребёнка. Важно оказать педагогическую поддержку каждому воспитаннику на пути его развития.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной.
Публикация «Формы познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» размещена в разделах
Будем воспитывать активную, инициативную, творческую личность ребёнка. Важно научить ребят способам добывания знаний. Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования. Необходимо поддерживать инициативу детей. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области. Ребёнок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает.
Детям интересно всё : сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Радость, удивление, восторг испытывают дети, участвуя в процессе исследования. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемные вопросы, выдвигать предположения и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать память, логическое мышление.
Учёные выделяют этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности :
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приёмам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приёмам сравнения и группировки.
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, работать со схемами и символами.
Важно помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.
Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.
Познавательно – исследовательской деятельность ребёнка –это активность, направленная на изучение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными связями. Это позволяет детям связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность базируется на постижении мироустройства, взаимосвязи между явлениями окружающего мира, их анализ и систематизацию. В дошкольный период подобная деятельность чаще встречается точечно, вплетаясь в продуктивную деятельность или игры. Чем старше становятся дети, тем больше психических функций включается в познавательный процесс. Детские исследования выполняют несколько важных функций: Развивают любознательность детворы. Позволяют освоить временные, пространственные, родовидовые и причинно-следственные связи; Учат детей систематизировать связи между явлениями и предметами окружающего мира; Развивают восприятие, мыслительные процессы, тренируют навыки словесного анализа и рассуждения. Важно, чтобы воспитатели уяснили, что эффективная познавательно-исследовательская деятельность возможна в случае соблюдения некоторых правил: Результат - не самоцель, важно познакомить дошкольников с миром, в котором они живут; Деятельность детей свободна от обязательств, потому что малыши должны сохранять чувство внутренней свободы; Длительность познавательно-исследовательской деятельности не регламентируется; В ходе осуществления задачи важно учитывать индивидуальные черты дошкольников и давать им право на ошибку. Возрастные особенности детей дошкольного возраста обеспечивают им наглядно-образное и наглядно-действенное мышление - лучшую базу для успешного экспериментирования. Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ подразумевает несколько этапов работы: Педагогам важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство. Важно, чтобы дошкольники активизировали свои поведение, мысли, активно включились в обсуждение материала. Дошкольники самостоятельно определяют длительность и интенсивность деятельности, планируют свое время, выбирая предмет и тематику для исследований. Дети воспринимают окружающий мир, осмысленно делают работу. Они определяют значимые и интересные для них темы и объекты. У них появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления. Дошкольники развивают воображение и приобретают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Образное мышление позволяет обобщить собственный опыт, изучив заинтересовавший их предмет. Дети используют полученные понятия для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления. Педагогам остается проверить результаты работы, похвалить детей, позволить им поделиться результатами своего труда с другими малышами. Структура детского экспериментирования предполагает пять этапов: Определение проблемы, постановка темы исследования; Выдвижение предположений и гипотез; Поиск и подбор оптимальных вариантов решения проблемы; Сбор необходимого для решения материала; Обобщение, выводы. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Поскольку личностно-ориентированный подход строится на развитии инициативности детей, их сосредоточенности, самостоятельности и активности, важно стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду. Ключом к успеху является детская активность, которая выражается в самостоятельном выборе формы и вида деятельности. Педагогика различает три вида активности: познавательная проявляется через действия на основе алгоритма, схемы или образца; исполнительская строится на принятии поставленной задачи и выбора способа ее решения на основе предложенных взрослыми вариантов; творческая – подразумевает самостоятельный выбор способа действия. Успех познавательно-исследовательской работы строится на повышении детской активности. Чтобы стимулировать ее, педагоги используют ряд приемов: повышают интерес через мотивацию, эмоциональность и образность; через поиск способа решения стимулируют исследовательское начало у детей; применяют приемы развития творческого воображения. Важно, что опыт инициативности, который ребенок получает в познавательной деятельности, он после переносит в социализацию, коммуникацию или труд. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ Практика современной жизни показывает: чтобы добиться успеха, нужно проявлять поисковую и исследовательскую активность, отказаться от наработанных стереотипов. Детям необходимые различные виды деятельности (продуктивная, игровая, творческая, реализуемые вместе со взрослыми, чтобы в достаточной мере развить инициативность и активность. Познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает развитие свободного детского творчества, выполняя ряд задач: позволяет приобрести полезные коммуникативные навыки; сформировать базу для интеллектуальной инициативы и поисковой работы; научить искать пути решения проблем с помощью взрослых, а в перспективе и самостоятельно; приучить ребенка использовать освоенные методы, применять их для решения других задач; стимулирует желание вести конструктивные беседы, заниматься исследовательской работой. Эффективное развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ в контексте изучения физических явлений, рукотворного мира, живой и неживой природы, невозможно без соответствующей базы: в группах должны быть оборудованы уголки экспериментатора, мини-лаборатории, работать факультативы юных ученых. Стимулировать заинтересовать в познавательно-исследовательской деятельности можно, если: создать ситуацию выбор, таинственности, мотивировать деятельность сюрпризом, пробудить в них любопытство; использовать рабочий материал согласно возрасту детей; умеренно участвовать в деятельности, чтобы воспитанники могли проявить инициативу (в средних группах воспитатель участвует в процессе, в старших - советует и координирует); работать в условиях взаимного уважения и доброжелательности. Этим же целям служит активное привлечение родителей, вовлечение их в процесс формирования познавательно-развивающей среды. Они могут оборудовать уголок экспериментатора, подготовить необходимые материалы, консультироваться с воспитателем, наполнять мини-библиотеку. Ключевое значение имеет совместное творчество детей и родителей, которое обеспечивает успешную социальную практику для воспитанников ДОУ. Общими усилиями педагогов и родителей дети адаптируются к условиям современной жизни, развивают те личные качества, которые станут залогом их будущего успеха. Воспитанники детского сада должны быть толерантными, инициативными, самостоятельными и ответственными, настойчивыми и целеустремленными, а развить в них эти черты позволяет систематическая познавательно-исследовательская деятельность.