Людмила Захарова
Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Берестяная грамота».
▼ Скачать + Заказать документы
Захарова Л. С.
Сценарий открытого мероприятия «Берестяная грамота» в разновозрастной группе (3-5 лет)
Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о бересте, её свойствах.
Задачи исследования:
- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с берестой;
Публикация «Сценарий познавательно-исследовательской деятельности „Берестяная грамота“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- развитие умения выражать свои мысли. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы;
- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта;
- развивать речь и память детей;
- воспитывать в детях аккуратность;
- продолжать учить детей наблюдать.
Интегрированные образовательные области: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природой и предметным миром, развитие речи, художественная литература, конструирование.
Форма организации: групповая
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Демонстрационный и раздаточный материал. : игрушечная ворона, сундучок, береста, монетки, нарисованная на ватмане береза, вырезанные из бумаги маленькие и большие березовые листья, чурочки (бумажные рулоны, окрашенные под бересту, бумажный огонь, рисунок костра "колодец", угольки, заостренные бамбуковые палочки, чашка с водой, ножницы, туесок с конфетами.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети вместе с воспитателем:
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Воспитатель: К нам на занятие сегодня прилетела Каркуша, вместе с ней мы будем
экспериментировать, делать опыты.
Каркуша прилетела к нам с подарками. Что бы узнать, что в сундучке, отгадайте загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
(после ответа детей помещает изображение березы на доску)
- А как вы догадались, что это береза?
Дети: У нее белая кора (ствол)
Воспитатель: Ребята, кора березы имеет свое особое название. Кто мне скажет, как она называется?
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
(достает из сундучка бересту)
- Береста – это верхний слой березовой коры. Для сбора бересты нельзя портить живые деревья. Лучше всего бересту собирать с упавших или свежеспиленных деревьев. Мастера советуют собирать бересту, когда лист на березе будет размером с пятак.
«Украшаем березу»
Воспитатель: Какое сейчас время года?
А зимой есть листья на деревьях?
Вот и наша березка стоит без листьев. Давайте нарядим ее.
Воспитатель раздает 5-тирублевые монетки и предлагает подобрать листочки размером с пятак и наклеить их на ветки нарисованной березы.
Дети сравнивают листья с монетой, равные монете листья наклеивают на березку.
Чтение стихов
Воспитатель: Вот какая красивая березка получилась. Садись Каркуша под березку и послушай стихи, которые ребята для тебя и гостей приготовили.
Дети рассказывают стихи про березу.
И. Наумов
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Н. Нехаева
Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки,
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки.
А. Гришин
Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза.
М. Мишакова
Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску!
А. Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Воспитатель: Каркуша тоже приготовила стихотворение.
Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу нашему милей.
Изумрудная весною,
А зимою - в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты березку посади.
"Конструирование костра"
Воспитатель: Так, что же еще нам Каркуша принесла: березовые чурочки для костра. Давайте построим из них костер, как на рисунке. Такой костер охотники называют «колодец»
Дети конструируют костер, опираясь на рисунок.
Воспитатель: Ребята, можно настоящий костер в доме разводить?
Тогда сделаем искусственный огонь (устанавливает на колодец бумажный огонь, помещая под него баночку с углями)
- Пусть наш костер горит, а мы поэкспериментируем. Каркуша будет нам помогать.
Изучение свойств коры
1.Определение цвета бересты
Дети определяют белый наружный и коричневый внутренний цвет.
2.Изучают слоистость.
Дети отрывают кусочки бересты по слоям.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Положите кусочек бересты на ладонь. Березка замерзла, и теплый ветерок согревает ее.
Дети делают вдох носом – выдох теплым воздухом через рот, береста остается на ладони.
Воспитатель: А теперь березка захотела полетать – подуем на нее холодным ветерком.
Дети делают вдох носом – выдох холодным воздухом через рот, береста слетает с ладони.
Вывод: береста состоит из слоев.
3.Плавает береста или тонет.
Дети опускают бересту в воду.
Вывод: береста не тонет в воде.
4. Прочность бересты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянную банку на пол?
Предлагает уронить на пол кусок бересты.
Вывод: береста прочная.
5. Действие ножниц.
Воспитатель предлагает разрезать бересту ножницами.
Вывод: береста легко режется
6. Рисунки.
У бересты есть еще одно замечательное свойство – на ней можно рисовать. Давным-давно, когда люди не умели изготавливать бумагу, они писали и рисовали на бересте. Делали это заостренной палочкой – писалом или угольком. Давайте и мы с вами попробуем. У меня есть заостренные палочки, а угольки мы возьмем из костра.
Дети рисуют на бересте.
Рефлексия
Дети и воспитатель с Каркушей садятся на ковер вокруг костра, перечисляют проделанные опыты и выводы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились со свойствами бересты. Мы определили, что береста:
(дети подсказывают)
- белая с черными крапинками снаружи и коричневая изнутри;
- состоит из множества слоев;
- легко режется ножницами;
- не тонет;
- посуда из бересты прочная, не бьется;
- на бересте можно рисовать.
Ребята, а что такое Родина?
(ответы детей)
Береза – символ нашей Родины, потому что с давних времен помогает человеку. Березовыми вениками можно парится. Отвар из листьев добавляют в шампунь и мыло. Почки помогают при простуде. Березовые дрова согревают зимой. А из бересты человек делает много поделок, потому что береста, как мы узнали сегодня, легкая, легко режется, не бьется, не намокает. И Каркуша приготовила вам подарок – туесок. Туесок этот не простой, а с секретом. Давайте попрощаемся с нашими гостями, пойдем помоем ручки и проверим, что же спрятано в туеске.
Дети прощаются с гостями и Каркушей, забирают туесок и уходят.