Надежда Шадрина
Планирование игр по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный тематический план (образовательная область - познание)
Месяц / неделя Тема по старшей группе Занятия по математике
детей 5-7 лет («Математика в детском саду, В. П. Новикова) Наглядный демонстрационный, дидактический, раздаточный материал Игры, стихи, загадки к занятию Примечание
Сентябрь Тема по ДОУ: Месячник безопасности - «Внимание, дети!»
1 неделя Сегодня – дошколята, завтра – школьники.
Публикация «Планирование игр по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Обследование уровня развития детей по математике (с 01.09. по 15.09.)
Источник: В. П. Новикова Математика в детском саду
Конспекты занятий с детьми детей 5-6 лет, приложение 1 (стр. 92-94)
2 неделя Осенняя пора, очей очарованье.
3 неделя Труд людей осенью. Занятие № 1 (стр. 5)
Тема: «Счёт до 5» Для В: мяч, 2-3 корзины.
Для Д: природный материал : шишки, каштаны, камушки ит. д. Игра «Собери в корзину»
Игра «Что где?»
4 неделя Земля – наш общий дом. Занятие № 2 (стр. 8)
Тема: «Квадрат» Для В: несколько наборов мелких игрушек.
Для Д: голубой лист бумаги, коробка со счётными палочками, набор цифр карточки с кружочками в пределах пяти, кружок. Игра «Фигуры высшего пилотажа»
Игра «Покажи столько же»
Октябрь Тема по ДОУ: «Страна, в которой я живу»
1 неделя Мой город. Занятие № 3 (стр. 10)
Тема: «Сравнение предметов по длине» Для В: мяч.
Для Д: квадрат 4 x 4 см, полоска- мерка 4x1 см, набор цифр от 0 до 3 (один набор на двоих); разноцветные осенние листья. Игра «Назови скорей»
Игра «Какой цифры не стало?»
Игра «Собери букет»
2 неделя Родная страна. Занятие № 4 (стр. 12)
Тема: «Четырёхугольник» Для В: прямоугольник и квадрат, мяч.
Для Д: счётные палочки в коробке (не менее 12 шт., 3 стаканчика, камушек, песок (один набор на двоих) Игра «Где правая, где левая?»
Игра «Игра с палочками»
Игра «Отгадай, что мы делаем?»
Загадки и пословицы о частях суток
3 неделя Мир предметов и техники.
Занятие № 5 (стр. 15)
Тема: «Число и цифра 6» Для В: фишки, мяч
Для Д: цветные счетные палочки (белая, розовая, голубая, красная, желтая, фиолетовая); разноцветные осенние листья Игра «Не ошибись»
Игра «Кто больше назовёт?»
Игра «Отгадай, где?»
4 неделя Труд взрослых. Занятие № 6 (стр. 17)
Тема: «Составление предмета из треугольников» Для в: 2 ватманских листа, окрашенных в голубой цвет, цифры.
Для д: по 4 треугольника, сделанных из квадрата ( квадраты разного цвета и размера: для одних детей квадрат размером 3 x 3 см; для других –2.5 x 2.5 см; 2Х2 см.); клей. По одному плоскому яблоку, сшитому из материала жёлтого и красного цвета. Внутри яблок фасолины от 1 до 6. Шесть обручей для цифр, цифры в предела шести. Игра «Игра с яблоками»
Загадки про рыбок
Ноябрь Тема по ДОУ: «Юный краевед»
1 неделя Семья и семейные традиции. Занятие № 7 (стр. 20).
Тема: «Трапеция, ромб» Для В: мяч.
Для Д: набор геометрических фигур, среди них трапеция и ромб. Игра «Кто знает – пусть дальше считает»»
Игра «Что изменилось?»
2 неделя Наши добрые дела. Занятие № 8 (стр. 22).
Тема: «Число и цифра 7» Для в: цифры, три обруча, 18 кубиков; цифры в пределах 7; карточки с кружками, мяч.
Для д: набор цифр, цветные счетные палочки; цифры; черная палочка. Обозначающая число 7. Игра «Найди кусочек сыра»
Игра «Назови фигуру»
Считалка
3 неделя Поздняя осень. Занятие № 9 (стр. 24).
Тема: «Геометрические фигуры». Для В: 20 предметов разной формы : прямоугольной (коробка, брусок и т. д.); круглой (тарелка, пуговица и т. д.); квадратной (коробка, пуговица и т. д.); фишки, мяч.
Для Д: набор геометрических фигур, счётные палочки (не менее 12 шт.) Игра «Кто больше принесет?»
Игра Кто назовёт больше?»
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
4 неделя Мир комнатных растений. Занятие № 10 (стр. 27).
Тема: «Число и цифра 8». Для Д: математический набор, коробка со счётными палочками, цифрами. Игра «Что изменилось?»
Игра «Кто быстрее?»
Декабрь Тема по ДОУ: «К нам приходит Новый год»
1 неделя Зимушка-зима. Занятие № 11 (стр. 29).
Тема: «Измерение протяженности». Для В:лента (длина 60 см, полоска-мерка (длина 20 см) такой же ширины, как и лента; кубики; два набора цифр от 1 до 7. Один набор –красные цифры, другой-черные). Для Д: математический набор, коробка со счетными палочками. Игра «Сделай по другому»
Игра «Скольким куклам завяжем бантики?»
«Какая команда быстрее соберется?»
2 неделя «Моя безопасность» Занятие № 12 (стр. 32).
Тема: «Далеко-близко»
(интегрированное занятие) Для В:2 больших листа бумаги белого или голубого цвета, мяч
Для Д: по одному бумажному квадрату, все квадраты одного зеленого цвета, но разных размеров (3Х3 см. ; 2,5Х2,5; 2Х2 см, ножницы; клей; мешочек с песком; полоска длиной 4 см) Игра: «Раздели квадрат»
Игра «что ближе?»
3 неделя Готовимся к Новогоднему празднику. Занятие № 13 (стр. 35).
Тема: «Измерение сыпучих веществ». Для В: две прозрачные миски, в одной из них горох; мерный стакан, чашка, ложка.
Для д: геометрические фигуры; у одних детей по одной цифре, у других карточка, на которой разное количество точек (от 1 до 8); счетные цветные палочки (2 белых, 1 красная, 5 розовых, 3 желтых, карточка Игра «Найди пару»
4 неделя Зимние чудеса. Занятие № 14 (стр. 38).
Тема: «Число и цифра 9». Для В: фишки
Для Д: цветные счетные палочки, цифры Игра: «Посчитай и ответь» Игра: «Посчитай и ответь»
Январь Тема по ДОУ: «Зимние забавы»
1 неделя Неделя игры. Занятие № 15 (стр. 40).
Тема: «Деление целого на равные части». Для В: 3 обруча.
Для Д: цветные палочки; 16 белых палочек (можно заменить квадратами одного цвета); карточка; картонные квадраты и прямоугольники. Игра: «Найди свой домик»
2 неделя Неделя игры. Занятие № 16 (стр. 42).
Тема: «Календарь».
Для в: разные виды календарей: ежемесячные, годичные, перекидной, отрывной, карманный. Набор геометрических фигур.
Для д: такие же геометрические фигуры, как у воспитателя, детский карманный календарь. Игра «Где больше?»;
Игра «Найди фигуру».
3 неделя Неделя творчества. Занятие № 17 (стр. 46).
Тема: «Неделя». Для в: 7 листов отрывного календаря, два ватманских листа бумаги, на которых наклеено по одной вырезанной из бумаги елке.
Для д: по 4 равнобедренных треугольника, сделанных из квадрата, квадраты разного цвета и размера 2,5 на 2,5 см; клей.
4 неделя Неделя познания. Зимушка хрустальная. Занятие № 18 (стр. 48).
Тема: «Число и цифра 9». Для в: листочки отрывного календаря; набор цифр в пределах девяти.
Для д: 45 квадратов, «Математический набор». Игра «Живая неделя»;
Игра «Выйди из леса».
Февраль Тема по ДОУ: «Мир игры и игрушек»
1 неделя Друзья спорта. Занятие № 19 (стр. 51).
Тема: «Измерение». Для в: крупа в миске, мерный стаканчик, игрушки.
Для д: фишки, две миски (в одной пять ложек крупы, ложка, «Математический набор», «Чудесный мешочек» с набором мелких предметов (12 штук). Игра: «Сделай столько».
Игра: «Отсчитай столько же».
2 неделя Юные путешественники. Занятие № 20 (стр. 53).
Тема: «Число и цифра 0». Для в: фланелеграф, к нему 5 листочков; группы игрушек, мяч.
Для д: овощи: картошка, лук, морковь, свекла, кабачок; цифры. Игра: «Найди столько же»;
Игра: «Назови число»;
Игра: «Что спрятали?».
3 неделя Защитники Отечества. Занятие № 21 (стр. 57).
Тема: «Число 10». Для в: большой куб, на гранях которого цифры от 1 до 6.
Для д: «Математический набор», 55 квадратов, счетные палочки. Игра: «Игра с кубом».
4 неделя Народная культура и традиции. Занятие № 22 (стр. 59).
Тема: «Месяц». Для в: листочки от календаря за прошедший месяц, сложенные по неделям; два комплекта цифр от 1 до 7, мяч.
Для д: набор геометрических фигур. Игра: «Назови скорей»;
Игра: «По порядку стройся» (усложненный вариант).
Март Тема по ДОУ: «Мир театра»
1 неделя Женский праздник. Занятие № 23 (стр. 62).
Тема: «Измерение» (интегрированное занятие). Для в: паровоз, который необходимо положить на подоконник, и вагончик (из бумаги; у вагончика – прорези для окон); полоска, которая будет вставляться в прорезь вагончика, набор цифр;
Для д: заготовки вагончиков (разного цвета, фишки, карандаш, ножницы, мерка на двух детей; четыре полоски разной длины (мерка в них должна укладываться 3, 4, 5 раз); по одному яблоку красного или зеленого цвета, внутри них — «семечки». Игра: «Кислое и сладкое яблоки».
2 неделя Уроки вежливости и этикета. Занятие № 24 (стр. 65).
Тема: «Измерение». Для в: две банки (в одной вода, стакан, чашка, ложка; фишки, мяч.
Для д: набор геометрических фигур разного цвета и величины, на каждую пару детей карточка, на которой в ряд на- рисованы или наклеены геометрические фигуры: ромб, трапеция и др. Игра: «Скажи наоборот»;
Игра: «Сделай узор».
3 неделя Весна пришла! Занятие № 25 (стр. 67).
Тема: «Ориентировка в пространстве». Для в: картина, на которой дети в парке рассматривают птиц, клюющих зерна в кормушке; 20 больших кубов с цифрами на гранях от 1 до 6 и от 5 до 10
Для д: игра «Танграм», у одних детали игры большого размера, у других — маленького. Игра: «Игра с кубами»;
Игра: «Танграм».
4 неделя Неделя книги. Занятие № 26 (стр. 70).
Тема: «Четырехугольники» (интегрированное занятие). Для в: закладка для книг, заготовка закладки с прорезями, две полоски одной длины и ширины, мяч.
Для д: заготовка закладки с прорезями, по две полоски одной ширины, но разной длины, мерка, фишки, карандаш, ножницы, коробка со счетными палочками. Игра: «Не ошибись»;
Игра: «Игра со счетными палочками».
Апрель Тема по ДОУ: «Колесо безопасности»
1 неделя Неделя здоровья.
Занятие № 27 (стр. 73).
Тема: «Ориентировка во времени». Для в: набор карточек с цифрами и набор карточек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.
Для д: по одной карточке, на которой в ряд изображены три картинки с предметами, по-разному расположенными, набор фишек.
Игра: «Отгадай число»;
Игра: «Неделька, стройся»
(усложненный вариант).
2 неделя Космические просторы. Занятие № 28 (стр. 76).
Тема: «Ориентировка в пространстве». Для в: две елки (искусственные) или два куста.
Для д: бумажные птички на ниточках; мешочки с песком разного цвета (один — красный). Игра: «Птицы прилетели»;
Игра: «Добрось до меня».
3 неделя Юный гражданин. Занятие № 29 (стр. 78).
Тема: «Измерение». Для в: плетеный коврик из бумаги, заготовки ковриков (на четверых детей одна заготовка); куб с цифрами.
Для д: по две полоски разного цвета (15 см и 17 см); мерка такой же ширины (5 см); фишки, карандаш, ножницы. Игра: «По порядку стройся»;
Игра: «Игра с кубом».
4 неделя Дорожная азбука. Занятие № 30 (стр. 80).
Тема: «Геометрические фигуры». Для в: фишки.
Для д: коробка со счетными палочками, набор геометрических фигур. Игра: «Кто больше назовет?»;
Игра: «Работа с геометрическими фигурами».
май Тема по ДОУ: «Внимание, Дети!»
1 неделя 9 мая. Занятие № 31 (стр. 82).
Тема: «Ориентировка в пространстве». Для в: мяч, игрушки.
Для д: карточка, на которой шесть рисунков на один и тот же сюжет, но с частями, по-разному расположенными; фишки. Игра: «Назови соседей»;
Игра: «Что, где?»;
Игра: «Найди спрятанную игрушку».
2 неделя Искусство и культура. Занятие № 32 (стр. 85).
Тема: «Измерение». Для в: куб, на гранях которого цифры, две банки разного объема, стакан, пустая банка; серый и черный щенки (игрушки).
Для д: фишки двух цветов, по листу бумаги, на котором нарисованы силуэты геометрических фигур, карандаш. Игра: «Вчера, сегодня, завтра».
3 неделя
Опыты и эксперименты.
Занятие № 33 (стр. 87).
Тема: «Ориентировка в пространстве» (интегрированное занятие). Для в: большой голубой лист бумаги, на котором внизу наклеены или нарисованы камушки, водоросли. Запись фрагмента «Море» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Для д: одним - квадрат 3x3 см, другим - 2,5x2,5 см, остальным - 2x2 см разного цвета; ножницы, клей. Игра: «Да и нет».
4 неделя
Экологическая тропа Занятие № 34 (стр. 90).
Тема: «Повторение» (интегрированное занятие). Для в: два листа ватмана, на которых нарисован перекресток дорог с «двигающимися» машинами; два плоскостных дома (прямоугольника) со вставленными в прорези полосками, которые изображают окна.
Для д: плоскостный дом (как у воспитателя, один на двоих) с прорезями, куда будут вставляться полоски одной длины; по три полоски одной ширины с разницей в длине в 0,75 см; карандаш; мерка, которая укладывается в полоски 7 раз; фишки, клей; по одному яблоку: желтого, зеленого или красного цвета (внутри фасолины — от 5 до 10 шт.). Игра: «Игра с яблоками»;
Игра: «Кто быстрее?».