Тазаян Арменуи Анна
Планирование и проведение работы с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Публикация «Планирование и проведение работы с одаренными детьми» размещена в разделах
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Актуализация проблемы "Работа с одарёнными дошкольниками"
Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Цель программы:
создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
• Выявление одаренных детей;
• Создание банка данных «Одаренные дети»;
• Разработка индивидуальных форм работы;
• Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
• Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
• Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
• Включение детей в проектную деятельность.
Одаренные дети :
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
Виды
одаренности Составляющие
Как проявляются
Академическая
одаренность Мотивационно- личностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Способности к обучению Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Творческая
одаренность Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать
вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Художественная одаренность
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Вокальная одаренность
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Литературная одаренность
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
Психомоторная
одаренность Спортивная одаренность
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Хореографическая одаренность
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли дополнительного образования;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.
Формы работы с одаренными детьми :
• групповые занятия с одаренными детьми;
• конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
• работа по индивидуальным планам;
• исследовательская деятельность.
Предполагаемые результаты:
• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
• повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.
План работы с одаренными детьми
№ Содержание деятельности сроки ответственные
1. Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми сентябрь Директор
Воспитатели
2. Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы В течение года Директор
Воспитатели
3. Повышение квалификации педагогов Март 2015г. Воспитатели
4. Создание соответствующей развивающей среды; предметно – информационное обогащение среды В течение года Воспитатели
5. Коллекция детских работ, оформление стендов для родителей В течение года Воспитатели
6. Работа с родителями одаренных детей В течение года Воспитатели
7. Передача опыта работы воспитателей с одаренными детьми (газеты, родительские собрания, МО) В течение года Воспитатели
8. Выпуски стенгазет по результатам В течение года Воспитатели
9. Участие детей в конкурсах и викторинах различного уровня (международные, всероссийские, муниципальные) В течение года Воспитатели
10. Участие в выставках детского творчества (поделки, рисунки) В течение года Воспитатели
11. Участие в развлечениях и концертах (ДОУ, Дом Культуры) В течение года Муз. руководитель
Воспитатели
12. День Здоровья В течение года Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
13. «Персональная выставка» выставка детских работ в соавторстве с родителями В течение года Воспитатели
Родительский комитет
родители
14. Акция «Открытка ветерану» Октябрь и май Воспитатели
Родительский комитет
15. Проектная деятельность с детьми В течение года Воспитатели
Родительский комитет
16. Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах; В течение года Воспитатели