Черникова Светлана Евгеньевна
Планирование двигательной активности детей дошкольного возраста в течение всего дня пребывания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей. Для малыша - дошкольника двигаться так же естественно, как есть, пить, дышать.
Публикация «Планирование двигательной активности детей дошкольного возраста в течение всего дня пребывания в детском саду» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что дети сидят у телевизора, компьютера, на занятиях в детском саду. На сегодняшний день серьёзным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. У физически ослабленных детей эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Особенно ярко это проявляется в раннем детстве, когда основным видом познавательной деятельности является движение. Продолжительность двигательной активности ребёнка 2-х лет должна составлять примерно 40-45 мин, в 3г. примерно 47-55 мин, в средней группе 60 мин, в старшей 75-82 мин, в подготовительной 95-104 мин. В это время входят и утренняя гимнастика, физ. занятия, динамические часы на прогулке, организованная двигательная деятельность, гимнастика пробуждения и др.
Двигательный режим создаётся совокупностью всех форм организации физического воспитания. Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, видам и формам.
Воспитатель для своей группы разрабатывает план в соответствии со следующими правилами:
1) Общая продолжительность активности составляет около 60% всего периода бодрствования ребёнка;
2) Периоды активности могут чередоваться с сидячими видами деятельностити.
3) Каждый ребёнок должен иметь возможность двигаться в любое время дня.
Ежедневными обязательными видами двигательного режима во всех возрастных группах являются :
• Утренняя гимнастика (в старших группах - спортивные тренинги)
• Физкультурные занятия
• Физ. минутки и физ. паузы
• Подвижные игры
• Индивидуальная работа по развитию движений
• Гимнастика пробуждения в сочетании с закаливающими процедурами
• Проведение дней и неделей здоровья, физ. праздников и досугов.
• Самостоятельная активность детей.
Очень важно построение двиг. режима соответственно возможностям детей. У некоторых активность выше, чем у других. Дети, безусловно, разные, и задача педагога создать условия для реализации потребностей каждого. Непринуждённость и доброжелательность педагога в отношениях с детьми являются основой для привлечения к двигательной активности в играх. Выдающийся педагог и физиолог П. Ф. Лесгафт считал, что в играх и игровых заданиях надо применять те упражнения, которым систематически обучали детей. Осознанность ребёнком движений оптимизирует активность, разовьёт творческое начало. Оптимальная активность – важнейшая из потребностей ребёнка, один из способов компенсации физиологической незрелости, и даже такой психологический феномен, как социальный статус в группе сверстников, может зависеть от его двигательной активности и психомоторики. Если вернуться к теме разработки педагогом плана двиг. активности детей, то ориентировочно это выглядит следующим образом, для группы общеразвивающей направленности детей от 3-4х лет :
• Утренняя гимнастика--- 6-7 мин.
• Гимнастика после сна--- 5-6 мин.
• Физк. занятия (3 в неделю)--- 17-18 мин.
• Игры и игровые упражнения на прогулке в дни проведения физ. занятий: дневная--- 12-14 мин., вечерняя--- 8-10 мин.
• Всего (ежедневная организованная двигательная деятельность)--- 47-55 мин.
Кроме этого, 1 раз в месяц проводится физ. досуг продолжительностью 15-20 мин.
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. В состоянии пониженной двиг. активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг. Совершенствование двигательной сферы ребёнка предполагает расширение запаса двигательных умений и навыков.
Следовательно, можно сделать вывод, что при планировании содержания двигательной активности дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, физ. минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, оздоровительные мероприятия, оказывающие разностороннее воздействие на организм и имеющие ярко выраженный тренирующий эффект.