Виктория Фомина
План занятия с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План занятия с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.
«Деревянные чешуйки кижских куполов»
Доморощина Наталья Николаевна, педагог-психолог
Фомина Виктория Владимировна, воспитатель
Цель ООД:
обобщение знаний детей о музее-заповеднике Кижи.
Задачи ООД:
Образовательные:
расширить представления об острове Кижи;
познакомить с понятием «лемех»;
продолжать формировать познавательный интерес к окружающему миру, к традициям карельского народа.
Развивающие:
способствовать развитию связной речи, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
способствовать умению делать заключения на основе полученных знаний;
способствовать развитию логического мышления с помощью решения проблемной ситуации;
способствовать развитию творческой активности и любознательности;
способствовать развитию тактильных ощущений;
формировать навык совместной работы.
Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения;
воспитывать умения слушать собеседника;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать интерес к родному краю;
воспитывать желание беречь и познавать окружающий мир;
воспитывать патриотизм.
Идея ООД: дети знакомятся с понятием «Лемех», посещая несколько «залов», где при рассматривании фотографий, прочтении интересных фактов, тактильных ощущений, используя ИКТ, дети получают новую информацию о музее – заповеднике Кижи. Для усвоения знаний используется опорные схемы в виде картинок с буквами, символизирующие суть материала.
Ожидаемые результаты: в ходе занятия дети научатся отличать купола различных церквей, поймут взаимосвязь между природой и элементами деревянного зодчества, узнают значение слова “лемех”, научатся определять фрагменты природы при помощи тактильных ощущений, научатся добывать информацию разными способами, делать умозаключения на основе полученных знаний и моделировать их в схему, рефлексировать текущее эмоциональной состояние.
Характеристика ООД
Данный конспект создавался в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой дошкольного отделения. Данная образовательная деятельность представляет собой реализацию образовательной области «Познавательное развитие» парциальной программы С. Н. Николаевой “Юный эколог”, рекомендованной в рамках реализации принципа вариативности содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• использование педагогических технологий:
технологии проблемного обучения;
личностно-ориентированной;
технологии исследовательской деятельности;
здоровьесберегающией.
ИКТ-технологии;
• формы работы: фронтальная и индивидуальная.
План ООД:
I Вводная часть: приветствие гостей и друг друга, чтение письма.
II Основная часть:
1. рассмотрение фото из письма, обсуждение что изображено на фото;
2. выяснение, где ребята могут узнать новую информацию;
3. рассмотрение и обсуждение разных фотографий на фотовыставке «Чудесные купола» и сравнение с фото Незнайки;
4. фиксирование информации с помощью схемы
5. чтение книги «Интересные факты об острове Кижи» и просмотр энциклопедий;
6. фиксирование информации с помощью схем
7. посещение «Исторического зала» и обсуждение наполняемости карельских мешочков;
8. посещение зала «Новые технологии», где мы узнаём, что такое лемех;
9. фиксирование информации с помощью схем;
10. карельская игра «Круг- кружочек»;
11. просмотр фрагмента видеозаписи «Лемех»;
12. украшение крыши церкви лемехом в мастерской.
III Заключительная часть: составление и обсуждение письма Незнайке с помощью картинок – схем.
Результативность ООД
«Деревянные чешуйки кижских куполов»
Вводный этап. У детей наблюдался положительный эмоциональный настрой, дети были открыты, активно приветствовали друг друга. После была создана проблемная ситуация - письмо с запросом от сказочного героя Незнайки. Дети заинтересованы, готовы помочь Незнайке.
Основной этап. Дети посетили фотовыставку “Чудесные купола”, где рассмотрели и сравнили кижские купола и купола других соборов. Нашли отличия. На протяжении всего основного этапа дошкольники делали выводы при помощи опорных схем (смотри далее).
Далее дети посетили зону с фотоальбомами и книгами о Кижах, где с интересом рассмотрели чудесные купола, а один мальчик прочёл удивительные факты о строительстве Преображенской церкви.
Наибольшее внимание детей привлекла зона с музейными экспонатами и тактильными материалами. Ребята проанализировали содержимое карельских мешочков и получили информацию тактильным способом. Дети определили, что природа была главной подсказкой. На этом же этапе дети узнают, что такое лемех при помощи QR-кода, это был одним из самых волнительных моментов.
Далее дети поиграли в карельскую игру «Круг – кружочек». Дети были эмоциональны и активны.
После игры ребята отправились в «Кинозал», где с интересом просмотрели фрагмент фильма “Лемех”, они узнали, как делают лемех современные мастера.
При помощи макета купола Преображенской церкви в «Мастерской», дети осторожно по очереди накладывали на купол лемех, тем самым закрепив полученный материал.
Заключительный этап. Дети составили ответ Незнайке. Каждый ребёнок по очереди наклеивал одну схему и объяснял, что она обозначает, таким образом дошкольники обобщили новые знания и обменялись своими впечатлениями.
Схемы:
К – купола, Кижи, Карелия
М – музей под открытым небом
Топор и зачеркнутый гвоздь - легенду о строительстве церкви без единого гвоздя. После строительства топор был утоплен в озере.
Дерево – главной подсказкой для древних мастеров была природа
Лемех – основной элемент или чешуйка кижских куполов
Смайлик – отражает обратную связь детей.