Валентина Молявко
План экспериментальной деятельности в комбинированной старшей группе логопедической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШАЯ ГРУППА.
СЕНТЯБРЬ.
Экспериментирование с песком.
1. «ПЕСОК».
Цель: рассмотреть форму песчинок.
Материалы: чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Берем чистый песок и насыпаем его в лоток. Вместе с детьми рассматриваем форму песчинок через лупу. Форма песчинок может быть разной. Предложить взять песок в руки и почувствовать, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий, и его песчинки бывают разной формы.
2. «ПЕСЧАНЫЙ КОНУС»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Публикация «План экспериментальной деятельности в комбинированной старшей группе логопедической направленности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: сухой песок.
Процесс. Взять горсть сухого песка и выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
3. «СВОДЫ И ТОННЕЛИ»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка; выяснить почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Материалы: песок, карандаш, трубочка из тонкой бумаги диаметром чуть больше карандаша.
Процесс. Карандаш вставляем в трубочку, затем трубочку с карандашом засыпаем так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась несмятой.
Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
4. «МОКРЫЙ ПЕСОК»
Цели: знакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы: мокрый песок, формочки для песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, он будет падать из ладони кусками. Формочки заполнить мокрым песком и перевернуть их, песок сохраняет форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает и мокрые грани слипаются друг с другом.
ОКТЯБРЬ
Экспериментирование с воздухом.
1. «КАК ОБНАРУЖИТЬ ВОЗДУХ»
Цели: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.
Материал: 2 полиэтиленовых пакета, стеклянные шарики или крупные бусины, свеча.
Процесс.
• 1 Заполнить полиэтиленовые мешочки: один- мелкими предметами, другой- воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
• 2 Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
• 3 Определить движение воздуха от дверного проема или форточки. Теплый воздух идет вверх (так как он легче, а холодный тяжелее- он входит в помещение снизу. Холодный воздух согревается и поднимается вверх.
Итог. Воздух окружает нас; теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
2. «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Цель: знакомить детей со свойствами воздуха.
Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсина.
Процесс. Предложить детям последовательно почувствовать запахи ароматизированных салфеток, апельсиновых корок и т. д., распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух не видим, не имеет формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха
3. «ВОЗДУХ СЖИМАЕТСЯ»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материал: пустая ПЭТ бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.
Процесс. На горлышко охлажденной бутылки одеть не надутый воздушный шарик, поставить бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдать с детьми за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Затем бутылку снова поставить в холод, шарик при этом будет спускаться, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении- сжимается.
4. «РЕАКТИВНЫЙ ШАРИК»
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал: воздушные шарики.
Процесс. Дети с помощью взрослого надувают воздушные шары, отпускают их и прослеживают траекторию и длительность полета. Выясняют- чем сильнее шар надут, тем дальше он улетит; воздух, вырываясь из отверстия заставляет двигаться шар в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Итог. Воздух обладает упругостью, его сила может заставить двигаться предмет.
НОЯБРЬ
Экспериментирование с водой.
1. «СВОЙСТВА ВОДЫ»
Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму сосуда в который налита, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды налить воду и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму сосуда в который она налита.
2. «ЖИВАЯ ВОДА».
Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы: ветки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой.
Процесс. Вместе с детьми рассмотреть веточки. Поставить веточки в прозрачный сосуд с водой и поставить его на видное место. Пройдет время и веточки оживут, на них появятся листочки. Если подержать веточки в воде дольше могут появиться корни.
Итог. Одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому.
3. «ВОДА ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ».
Цели: доказать, что вода при замерзании расширяется.
Материалы: стеклянная бутылка или банка с водой.
Процесс. Предложить детям на прогулку вынести емкость с водой и оставить ее на сутки на улице. На следующей прогулке пронаблюдать, что произошло. Вода замерзла, а стеклянная емкость лопнула.
Итог. Вода при замерзании расширяется.
4. «КАКИЕ СВОЙСТВА»?
Цель: сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.
Материалы: емкости со снегом, водой, льдом.
Процесс. Предложить детям внимательно рассмотреть воду лед и снег; рассказать, чем они схожи и чем отличаются. Что произойдет при воздействии тепла (вода останется в том же состоянии, снег и лед- растают). Что произойдет если их соединить (снег и лед в воде растают; объем воды увеличится и вода станет холоднее).
Итог. Вода при растворении в ней снега или льда становится холоднее и увеличивается в объеме.
ДЕКАБРЬ.
Экспериментирование с красками и водой.
1. «ЦВЕТ ВОДЫ».
Цель: выяснить, имеет ли вода цвет.
Материал: несколько стаканов с водой, кисточки, краска разных цветов, белая бумажная салфетка.
Процесс. Предложить детям смочить салфетку водой- она останется белой. Затем предложить набрать на кисть краску и ополоснуть ее в стакане с водой. Спросить какого цвета стала вода. Вода окрасилась в тот цвет, в который обмакивали кисть. Смочить салфетки окрашенной водой, цвет салфетки изменится.
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
2. «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ»
Цель: познакомить с процессом растворения красок в воде
(произвольно и при помешивании).
Материалы: по 2 баночки с водой на каждого ребенка, жидкие пищевые красители (красный и желтый, пипетка, ложечка.
Процесс. 1. В первую баночку с водой капнуть красную краску. Пронаблюдать что происходит (краска медленно, неравномерно растворяется).
2. Во вторую баночку капнуть желтую краску и размешать ложечкой (краска растворилась равномерно).
3. Смешать воду из двух баночек. Внимательно пронаблюдать что произойдет с цветом (при смешивании красной и желтой краски получился оранжевый цвет).
Итог. Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно и неравномерно.
Капля краски при размешивании в воде растворяется равномерно за счет движения.
При смешивании двух цветов- получается новый цвет.
3. «ЦВЕТНОЙ ЛЕД».
Цель: развивать способности к преобразованию, воспитывать интерес к экспериментированию.
Материалы: стаканчики с водой, краски, пакеты для замораживания льда, прозрачная емкость с растительным маслом.
Процесс. 1. При помощи кисточек и краски окрашиваем воду, переливаем воду в пакеты для замораживания льда и замораживаем.
2. Цветной лед опускаем в емкость с растительным маслом, наблюдаем как лед тает (цветные капли воды не растворяются в масле).
Итог. Растительное масло и вода не смешиваются. Вода тяжелее масла, масло всегда будет подниматься на воды поверхность воды.
4. «МЫЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ».
Цель: познакомить детей со способностью мыла разрушать масляную пленку на поверхности воды.
Материалы: баночка с крышкой, вода, растительное масло, моющая жидкость.
Процесс. В баночку с водой добавить немного растительного масла закрыв ее крышкой встряхнуть. Масло плавает на поверхности.
Добавить немного моющей жидкости, снова встряхнуть. Масло растворилось в воде- раствор получается молочного цвета.
Итог. Мыло разрушает маленькие капельки растительного масла.
ЯНВАРЬ.
Экспериментирование с температурой.
1. «ЗАВИСИМОСТЬ ТАЯНИЯ СНЕГА ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ»
Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха: чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Материалы: Емкость со снегом, 2 блюдца.
Процесс. В морозный день предложить детям слепить снежки. Спросить, почему снежки не получаются? (снег рассыпчатый, сухой). Что можно сделать? (занести снег в группу и через несколько минут попробовать слепить снежок). Снег стал пластичный, снежки слепили (почему). Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег растает быстрее? Почему?
Итог. Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее снег меняет свойства.
2. «КАК РАБОТАЕТ ТЕРМОМЕТР».
Цель: познакомить детей с работой термометра.
Материалы: уличный или водный термометр, кубики льда, чашка.
Процесс. Взять термометр зажав пальцами шарик- резервуар с жидкостью. Посмотреть, что происходит со столбиком жидкости. Налить в чашку воду и добавить лед. Опустить термометр в воду. Предложить детям пронаблюдать как теперь ведет себя столбик жидкости в термометре.
Итог. Тепло пальцев нагревает жидкость в термометре иона поднимается вверх. Под воздействием холодной воды, жидкость в термометре остывает и столик термометра опускается вниз.
ФЕВРАЛЬ.
Экспериментирование со светом.
1. «КАК ОБРАЗУЕТСЯ ТЕНЬ»
Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Материал: настольная лампа, набор предметов и фигурок для теневого театра.
Процесс. Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. (не дают тень прозрачные предметы, т. к. пропускают через себя свет).
Итоги. Тень появляется, когда есть источник света. Тень –это темное пятно от предмета сквозь который световые лучи не могут пройти.
2. «УЛИЧНЫЕ ТЕНИ»
Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Процесс. Рассмотреть на улице тень: днем от солнца, вечером -от фонарей и утром от различных источников света. (тень- это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет).
Итоги. От одного предмета может быть несколько теней, если его освещают несколько источников света.
Чем выше источник света, тем короче тень.
Очертания предмета и тени от него – схожи.
3. «ПЕРЕДАЧА СОЛНЕЧНОГО ЗАЙЧИКА»
Цель: подвести к пониманию, как можно многократно отразить свет и отражение предмета.
Материал: зеркала.
Процесс. Рассмотреть движение солнечного зайчика. Обсудить с детьми как он получается (отражение света от зеркала). Обсудить, что произойдет, если в том месте куда попал зайчик, поместить еще одно зеркало (он отразится еще раз). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных зайчиков.
Итог. При помощи зеркал можно отразить солнечный луч неоднократно.
4. «РАЗНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ»
Цель: подвести детей к пониманию, что отражение появляется на гладких блестящих поверхностях.
Материал: набор предметов, обладающих способностью отражения.
Процесс. Предложить детям рассмотреть отражение в нескольких предметах. Обсудить где отражение лучше. Предложить детям найти еще предметы, которые могут отражать. Выбрать из общей массы предметы, которые могут отражать.
Итог. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.
МАРТ.
Экспериментирование с растениями.
1. «ХИТРЫЕ СЕМЕНА» (долгосрочное).
Цель: познакомить детей со способами проращивания семян.
Материалы: семена бобов и кабачков, две емкости с землей.
Процесс.
1. Высадить несколько семян в землю, полить водой, установить табличку. Столько же семян завернуть во влажную салфетку и оставить на ночь.
2. Высадить намоченные семена в землю, установить табличку.
3. Отмечать этапы роста: какие семена взошли первыми- посаженые сухими или те, которые замачивали. Как развивались растения.
Итог. Семена, замоченные заранее, всходят быстрее, чем сухие. Для роста и развития растений необходимы: свет, тепло и влага.
2. «НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ». (длительное).
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы: лук. Коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Процесс. В стаканчики с одинаковой по составу почвой высаживаем лук, почву увлажняем. Ставим стаканчики с луком на подоконник, один из них накрываем плотной коробкой. Через 7-10 дней сравниваем растения (лук под плотной коробкой стал светлым). Оба стаканчика с луком оставляем на свету. Через 7-10 дней вновь сравниваем посадки (лук на свету стал зеленым).
Итог. Свет необходим для роста и развития растений.
АПРЕЛЬ.
1. «КОМУ ЛУЧШЕ?» (длительное)
Цель: выявить благоприятные условия для роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.
Материал: два одинаковых черенка герани, емкость с водой и емкость с почвой, предметы ухода за растениями.
Процесс. В ходе беседы предположить, могут ли растения развиваться без почвы; где они лучше растут- в воде или в почве. Поместить черенки в емкости- 1 с водой, 2- с почвой. Наблюдение проводим до появления первого нового листочка.
Итог. У растения в почве новый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
2. «ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?» (длительное).
Цель: выявить влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Материал: черенки быстро растущих комнатных растений (бегонии, бальзамина или традесканции, почва, глина с песком.
Процесс. Высадить два одинаковых черенка в почву и в смесь глины с песком. Проводить наблюдения за ростом черенков в течении 2 – 3 недель (в глине растение не растет, в почве растет хорошо). Пересаживаем черенок из смеси песка с глиной в почву. Через 2 недели отмечаем результат (растение начало расти).
МАЙ
Экспериментирование с предметами и материалами.
1. «ПРИТЯГИВАЕТСЯ - НЕ ПРИЯГИВАЕТСЯ».
Цель: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Материалы: емкость с мелкими предметами (из бумаги, пластмассы, резины и железа, магнит.
Процесс. Дети рассматривают предметы, высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит. Опытным путем выясняют какие предметы притягиваются к магниту, называют их.
Итог. Магнитом притянулись только железные предметы.
2. «МИР МЕТАЛЛОВ»
Цель: знакомить детей с многообразием разновидностей металлов, сравнивать их свойства и способы использования в быту и на производстве.
Материалы: предметы из разных металлов, магнит.
Процесс. Дети рассматривают предметы, определяют из чего они сделаны; вспоминают и называют общие свойства металлов (металлический блеск, твердость, прочность). Оценивают: степень проявления металлического блеска, твердости, теплопроводности, способности притягиваться магнитом.
Итог. У разных металлов разные свойства, не все металлы притягиваются магнитом.
3. «ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК».
Цель: установить причину возникновения статического электричества.
Материал: воздушные шары, шерстяная ткань.
Процесс. Обратить внимание детей на «прилипший» к стене шарик. Осторожно потянуть за нить (шар по-прежнему притягивается к стене). Прикоснуться к нему рукой, что происходит (шар падает на пол). Выяснить, как сделать снова шар «волшебным»; предположения проверить (трем шар о волосы, одежду) – и к нему начинают притягиваться волосы, кусочки бумаги и ткани.
Итог. От трения возникает статическое электричество.
4. «КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»
Цель: выяснить причины усиления звука.
Материалы: пластмассовая расческа, рупор из картона.
Процесс. Провести пальцем по зубьям расчески, получается звук (зубья расчески дрожат и издают звук). Звук тихий, слабый. Поставить один конец расчески на стол и повторить опыт – звук стал громче т. к. дрожит не только расческа, но и стол (звук усиливается по тому, что дрожит два предмета одновременно).
Предложить детям проверить можно ли усилить звук голоса: сначала позвать кого- либо из детей спокойно, затем приложив руки рупором ко рту и с помощью рупора. Отметить, что звук усиливается с каждым разом.
Итог. Команды через рупор громче потому, что от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.