Наталья Владимировна Новикова
Современные активные методы речевого развития детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Принята на заседании педагогического совета Протокол № Утверждена заведующим МБДОУ «Детский сад № 132» Н. В. Зуевой Приказ №
Программа профессионального саморазвития воспитателя МБДОУ «Детский сад № 132» 2022-2024 гг.
Новиковой Натальи Владимировны
Тема: «Современные активные методы речевого развития детей с общим недоразвитием речи»
Актуальность темы:
Публикация «Современные активные методы речевого развития детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционные методы работы по развитию речи дают менее продуктивные результаты.
Таким образом, работая с детьми ОНР, мы пришли к выводу, что в практике необходимо использовать приемы и методы, которые способствуют: совершенствованию мыслительных и познавательных действий, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников с опорой на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы.
Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности (ОНР) посредством использования инновационных активных методов и технологий в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
2. Создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС.
3. Провести мониторинг развития речи детей.
4. Внедрить инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.
5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
6. Повысить уровень развития речи у детей.
Методическая проблема :
«Современные активные методы речевого развития детей с общим недоразвитием речи»
Срок реализации проблемы – 2 года (2022-2023, 2023-2024 уч. г. г.)
Цели:
• расширение профессиональных навыков и умений реализации образовательной области «Речевое развитие» и организации коррекционной работы с детьми ОНР;
• разнообразить методическое сопровождение педагогического процесса;
• повышение уровня образовательной деятельности посредством использования современных активных методов и технологий в речевого развитии воспитанников.
Задачи:
1. Подбор и изучение активных инновационных методов и технологий речевого развития дошкольников.
2. Создание картотек и банка активных методов по развитию речи дошкольников (в т. ч. ОНР).
3. Совершенствовать уровень образовательной деятельности в создании условий для развития и саморазвития дошкольников.
Источники самообразования и изучения:
1. Материалы с опытом работы по изучаемой проблеме на педагогических медиа-платформах.
2. Научно-практические разработки, исследовательские работы.
3. СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
4. Мероприятия по обмену педагогическим опытом: семинары, конференции, лектории, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Методы процесса самообразования:
1. Планирование и проектирование образовательного пространства в группе дошкольников.
2. Практическое применение в педагогическом процессе современных активных методов и технологий развития речи дошкольников.
3. Участие в Интернет – форумах, конкурсах по заявленной проблеме.
4. Сбор и селекционирование информационно-практического материала по проблеме.
5. Создание картотек, медиа-подборок.
Формы самообразования:
• индивидуальная (индивидуальный план,
• групповая – участие в институционных, городских, региональных, всероссийских и международных педагогических сообществах (мастер-классы, творческие группы, семинары, вебинары, конференции и др.)
Направления и план самообразования:
1. Подбор современных активных методов и технологий по речевому развитию.
2. Изучение новых педагогических технологий развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Расширение теоретического опыта работы посредством изучения новых технологий, форм и методов образования дошкольников.
4. Участие в методической работе ДОУ.
5. Трансляция опыта работы с дошкольниками на разных уровнях.
6. Самоанализ профессиональной деятельности.
7. Создание базы современных активных методов и технологий речевого развития дошкольников (в т. ч. коррекционная работа).
Ожидаемые результаты:
• совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей воспитанников;
• разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
• повышение уровня речевого развития воспитанников;
• разработка и проведение открытых образовательных и методических мероприятий, по исследуемой теме;
• публикации методических разработок, участие в конкурсах, конференциях с обобщением опыта работы по использованию активных методов работы в речевом развитии старших дошкольников.
План работы по самообразованию
на 2022-2023 учебный год
Раздел плана
(содержание работы) С педагогами С детьми С родителями
Сентябрь 2022г.
Создание плана самообразования и определение основных направлений работы. Определение задач работы с детьми в рамках изучаемой темы. Знакомство родителей с возрастными особенностями речевого развития детей в т. ч. детей с ОНР.
Октябрь 2022г.
Подборка активных методов речевого развития дошкольников старшего возраста. Консультация «Традиционные и нетрадиционные методы развития речи дошкольников» Знакомство с задачами и методами программы по образовательной области «Речевому развитию»
Ноябрь 2022г.
Изучение технологии СИНКВЕЙН. Знакомство детей с алгоритмом СИНКВЕЙН.
Декабрь 2022г.
Внедрение технологии СИНКВЕЙН в работе по речевому развитию детей. Презентация «Синквейн в работе с дошкольниками» Обогащение РППС алгоритмами СИНКВЕЙНА. Рекомендации «СИНКВЕЙН – в активизации реи детей»
Январь 2023г.
Изучение КЕЙС-технологий в речевом развитии старших дошкольников. Активизация самостоятельной речевой деятельности детей посредством СИНКВЕЙНА.
Февраль 2023г.
Формирование банка кейсов для речевого развития детей в рамках решения задач образовательной области «Познавательное развитие» Видео-репортаж «Кейс-технологии в речевом развитии старших дошкольников» Использование кейсов в разнообразных формах работы в решении задач образовательной области «Познавательное развитие» Мини-проект «В мире вещей» (СИНКВЕЙН)
Март 2023г.
Формирование банка кейсов для речевого развития детей в рамках решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Трансляция банка КЕЙС-технологий как средства интеграции познавательного и речевого развития дошкольников. Использование кейсов в разнообразных формах работы в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Видео-отчет «КЕЙС-технология в речевом развитии детей»
Апрель 2023г.
Формирование банка кейсов для речевого развития детей в рамках решения задач образовательной области «Физическое развитие» Открытый показ образовательной деятельности «Активные методы развития речи в разнообразных направления работы с дошкольниками» Использование кейсов в разнообразных формах работы в решении задач образовательной области «Физическое развитие» Родительское собрание «Видео-салон».
Май 2023г.
Подведение итогов самообразования за учебный 2021-2022г. Выступление на итоговом педагогическом совете «Итоги самообразования»
План работы по самообразованию
на 2023-2024 учебный год
Раздел плана
(содержание работы) С педагогами С детьми С родителями
Сентябрь 2023г.
Корректировка плана работы. Определение основных направлений работы на учебный год. Изучение уровня речевого развития детей (совместно с логопедом). Определение плана работы с родителями.
Октябрь 2023г.
Изучение технологии «Кластеры» в речевом развитии детей Мастер-класс «Активные методы речевого развития старших дошкольников» Практикум : «Учимся составлять кластеры».
Ноябрь 2023г.
Создание картотеки кластеров по темам комплексно-тематического планирования.
Открытый показ образовательной деятельности «Активные методы развития речи в разнообразных направления работы с дошкольниками» Обогащение РППС кластерами по темам комплексно-тематического планирования.
Декабрь 2023г.
Создание картотеки кластеров по темам комплексно-тематического планирования.
Трансляция промежуточных результатов самообразования на методических объединениях конференциях и конкурсах. Использование в образовательной деятельности кластеров по темам комплексно-тематического планирования. Семейные речевые мини-проекты «Зимний калейдоскоп»
Январь 2024г.
Изучение технологии «Шесть шляп» Апробация технологии «Шесть шляп».
Февраль 2024г.
Создание игрового материала для использования технологии «Шесть шляп» Видео-репортаж «Активные методы речевого развития дошкольников в организации самостоятельной деятельности». Информационно-практический материал по использованию активных методов в семейном воспитании.
Март 2024г.
Изучение технологии «Корзина идей» Публикации педагогического опыта по использованию активных методов речевого развития дошкольников в периодических изданиях. Использование технологии «Корзина идей» в рамках образовательных ситуаций в соответствии с календарно-тематическим планированием. Видео-газета «Речевое развитие детей в семье»
Апрель 2024г.
Подборка наглядного материала по темам календарно-тематическому планированию в рамках использования технологии «Корзина идей» Размещение в РППС наглядного материала для использования технологии «Корзина идей» в самостоятельной деятельности.
Май 2024г.
Выступление на итоговом педагогическом совете «Самообразование. Результаты образовательной деятельности».