Ильина Людмила
Развитие эмоциональной сферы воспитанников через использование средств арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя
Ильиной Людмилы Дмитриевны
2022-2023 гг.
Тема самообразования: Развитие эмоциональной сферы воспитанников через использование средств Арт-терапии.
Цель: Формирование умения детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние через творчество.
Задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме ухудшения психологического здоровья, увеличения количества детей с трудностями эмоциональной регуляции поведения, детей с эмоциональными нарушениями.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы воспитанников через использование средств арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Выявить особенности эмоционального развития детей.
Провести и изучить диагностику на выявление эмоционального состояния детей.
Обеспечить необходимые условия для знакомства детей с Арт-терапией.
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, формировать умения выражать свои и распознавать свои чувства.
Определить эффективность Арт-терапии на развитие эмоциональной сферы воспитанников.
Перечень вопросов по самообразованию:
Изучение и анализ литературных источников по данной проблеме;
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
Проектная и исследовательская деятельность;
Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Повышение собственного профессионального уровня в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;
Повышение уровня компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;
Формирование знаний воспитанников в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств, способов и приемов преодоления негативных эмоций.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
Развитие творческих способностей через ознакомление с Арт-терапией;
Форма отчета по проделанной работе: картотека диагностик на выявление эмоционального состояния детей.
Информационные листы, буклеты, памятки.
Форма самообразования: Индивидуальная.
Актуальность
Детская психика очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и наедине с самими собой. Родители очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. А к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.
Арт-терапия и ее применение имеет перспективы в современных образовательных условиях: максимальной адаптации к обучению в начальной школе, снижение стрессовых нагрузок при выполнении дошкольниками и младшими школьниками учебных заданий, релаксация детей, создание на базе ДОО или ОО кружков, внеурочной деятельности по рисованию сюжетов сказок, историй, мандал, созданию и масок, реализацию методов арт-терапии в библиотерапии и драматерапии.
Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сейчас «арт-терапия» обозначает все виды занятий искусством, которые проводятся в центрах психического здоровья.
Эффективность применения искусства в контексте лечения и профилактики психического здоровья основывается на том, что этот методы арт-терапии позволяют экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует.
Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия воспитателя на личность воспитанника в этом случае минимизирована, а сам процесс занятия больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.
Занимаясь творчеством, ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.
Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, а именно:
• выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
• избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
• избавиться от страхов и фобий;
• избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
• повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:
• помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
• применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
• способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и ребенком;
• предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
• является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
• является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
• применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.
Организация занятий:
Участники: воспитатель, дети 4-5 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю (от 15 до 30 минут).
Форма занятий: групповая.
Взаимодействие с родителями
Подготовка консультаций для родителей:
«Что означают рисунки детей» (Приложение 2);
Тест «рисунок семьи» (приложение 3);
Терапевтические сказки про садик (приложение 4);
Подготовка информационных листов, буклетов и памяток на темы:
Нетрадиционные техники рисования (приложение 5);
Что такое сказка? (приложение 6);
Танец-сила жизни (приложение 7).
Подборка видеоматериала для ознакомления:
Арт-терапия открытие себя;
Маскотерапия. Работа со страхами;
Терапевтические сказоки про садик;
Используемые виды Арт – терапии.
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия, т. е. работа со сказкой направлена непосредственно на помощь ребёнку. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Каждая из сказок имеет определенную направленность.
Что могут дать психологические сказки детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что его понимают, что интересуют его проблемы, что готовы ему оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление.
Музыкотерапия. Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.
Игротерапия. Одним из направлений арт-терапии является игротерапия. Что это такое? Это психологическая работа как индивидуально с ребенком, так и в группе, когда каждый участник отыгрывает определенные роли. Это способ преодоления собственных страхов, комплексов, зажимов, а также решение социальных ситуаций и проблем, с которыми человек сталкивается, но не способен нормально с ними справляться.
Игротерапия используется не только в отношении детей, но и при работе со взрослыми. Основной ее задачей является воздействие на эмоциональную сферу человека, чтобы он личностно рос и развивался. Есть конкретные ситуации, где проявляются страхи, комплексы, негативные переживания, заставляющие убегать и ограждаться. Человек будто застревает в некой ситуации, которая каждый раз его травмирует, если снова с ним случается.
Игротерапия позволяет проиграть ситуацию в безопасной для человека обстановке. Он сможет снова пережить определенные обстоятельства и эмоции. Однако наличие рядом наставника в виде психотерапевта поможет ему в преобразовании своего поведения.
Этапы
Диагностический
Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;
Знакомство с опытом работы коллег на методических объединениях, форумах и др. ;
Прохождение курсов повышения квалификации.
Изучение нормативных документов
Изучение педагогической, психологической и методической литературы
Изучение и подбор литературы.
Прогностический
Определение цели и задач.
Разработка систем мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
Проведение и изучение диагностику эмоционального развития детей.
Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями.
Практический
Введение в практику работы разнообразных методов арт-терапии
Разработка и проведение консультаций для родителей воспитанников по теме.
Корректировка работы.
Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы.
Мониторинг итогов эмоциональной диагностики у дошкольников.