Анна Манторова
План самообразования воспитателя «Создание условия для развития художественно — творческого потенциала дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О : Манторова Анна Евгеньевна.
Тема: «Создание условия для развития художественно - творческого потенциала дошкольников» подготовительная группа
Цель: «Формирование интереса через создание условия к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении и проявить свой творческий потенциал».
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество»
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Оформить в группе центр активности «Художественное творчество» : «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».
5. Подготовить (провести) консультации для родителей на тему: «Создание условия для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности». «Изобразительное творчество и игра» «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Папки передвижки «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников». «Использование методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста». «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества».
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» Развитие мелкой моторики
«Здоровье» воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Социализация» формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»
«Музыка» использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд» формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы» использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
Перспективный план работы с детьми
месяц Формы работы
с детьми с родителями
сентябрь Диагностика на начало года;
изучения необходимой литературы;
• Организовать работы рабочей программы.
Консультация для родителей.
Тема: «Развивайте детское художественное творчество»
октябрь Писарев Д. И. Влияние искусства на воспитание
«Посмотрим в окошко»
Занятие по рисованию пейзаж Тема: «Осень».
«Развивающая среда в уголке ручного труда группы».
«Художественное творчество в жизни дошкольника».
Выставка детского творчества
ноябрь Рисование на тему: «Волшебная страна – подводное царство».
Рисование на
тему: «Моя Россия» .
Выставка детского творчества
декабрь Комарова Т. С. Детское художественное творчество.
«Большой – маленький»
Конспект игры – занятия с детьми.
«Снежинки на новогоднюю елку» - ручной труд, оригами.
Лыкова
«Изобразительное творчество и игра»
«Как дети воспринимают живопись»; «Рисование нетрадиционными способами».
Выставка детского творчества
январь Рисование на тему «Золотая хохлома».
Развлечение «Где живет перо Жар-птицы?»
Комарова Т. С. Детское художественное творчество.
«Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством»
Папка передвижка
Консультация для родителей «Рисуем и лепим вместе с ребёнком».
Выставка детского творчества
февраль Досуг по ОБЖ «Его Величество Электричество»
Конструирование и ручной труд
«Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников»
Папка-передвижка для родителей
«Как научить любить прекрасное».
Совместное творчество с детьми «Его Величество Электричество»
Выставка детского творчества
март творчество с элементами ТРИЗ
Тема: «Натюрморт», «Ознакомление с искусством»
Интегрированное занятие по ИЗО. Консультация для воспитателей
«Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультации для родителей
«Зачем крохе рисовать?»
Консультация для родителей
«Как рисуют дети»
Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ.
Выставка детского творчества
апрель Рисование на тему «Космический сон»; ручной труд Техника папье-маше «Изготовление глобуса из папье-маше» на тему «Наша планета Земля» Анкета для родителей: «Внеурочная деятельность»;
«Развитие художественных способностей и организация эстетической деятельности».
Выставка «Рисуем вместе с мамой и папой»
май Рисование «Праздничный салют» на тему «День победы».
Ручной художественный труд «Обложка альбома для рисунков детей».
Папка-передвижка для родителей:
«Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей»
Выставка детского творчества
июнь-август -диагностика на конец года
- представления результатов работы по теме самообразования
Литература:
Программное обеспечение образовательной области
«Художественное творчество»
Перечень программ и технологий 1. Образовательная область "Художественное творчество".Методический комплект программы "Детство"/ Вербенец А. М. - М:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.
3. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество". ФГОС. /Бондаренко Т. М. -М: Издательство: Учитель г. Воронеж, 2013.
4. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование,конспекты. Разработано в соответствии с ФГОС/ Леонова Н. Н. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2014.
5. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство" : планирование, конспекты. Подготовительная группа. От ФГТ к ФГОС/ Леонова Н. Н. - М: Издательство: Учитель г. Волгоград, 2014.
6. науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс» ; М. :ТЦ, 2012.
Перечень пособий 1. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1996.
2. Грибовская А. А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М. : МИПКРО, 2001.
3. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. - М. : Просвещение, 2003.
4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Курочкина Н. А. - СПБ. : Детство – Пресс, 2003.
5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г. Н. Давыдова. М., Скрипторий, 2003.
6. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, метод. пособие А. А. Грибовская, ,М., П. О. Р., 2004.
7. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
8. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А. А. Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007.
9. О портретной живописи – детям. Курочкина Н. А. - СПБ. : Детство – Пресс, 2008.
10. Интеграция искусств в детском саду (учебно – методическое пособие). Лыкова И. А., Васюкова Н. В. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
11. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники. Казакова Р. Г. и др. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
12. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. /Королева Т. В. - М: Издательство: Сфера, 2010.
13. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет. / Саллинен Е. В. - М: Издательство: Каро, 2011.
14. Аппликация из гофрированной бумаги. /Дубровская Н. В. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2013.
15. Дружная семейка. Виды детского художественного творчества. /Лыкова И. А. - М: Издательство: Цветной мир, 2014.
216. 2 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. / Давыдова Г. Н. - М: Издательство: Скрипторий, 2014.
Необходимо, чтобы Создание условия для развития художественно - творческого потенциала дошкольников предшествовал подготовительный этап, который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительно деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку работы комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать взаимодоплняя образовательные области.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сода. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ, повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.