Лучший педагог года

План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Алия хусаинова
План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан»

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год Педагог: Хусаинова А. Р., воспитатель высшей квалификационной категории

Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

Публикация «План самообразования „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

1. Изучение литературы по проблеме

Содержание деятельности по самообразованию Сроки Форма представления самообразования

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова. В течение года

Сентябрь - май Изучение статей

2. И. А. Ильин И. : «Духовный мир сказки».

Изучение статей

3. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Изучение статей

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Изучение статей

5. И. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Изучение статей

6. Интернет- ресурсы Изучение статей

2. План мероприятий на год

Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Изучение интересов и наклонностей детей. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.

1. Знакомство детей со сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях 2. Творческое задание:

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). С помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

3. Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»

Беседа по содержанию;

пересказ отрывков сказки

4.«Сказка о золотом петушке» 5. Рисование по сказке Консультация для родителей:

«Как подружить ребенка с книгой».

Октябрь Обсуждение –беседа» какие сказки любят дети? 1. Чтение детям и пересказ сказки : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А. Н. Толстого;

2. Рассматривание иллюстрации. 3. Знакомство со сказкой «Мороз Иванович» 4. Обсуждение главного героя сказки 6. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят»

Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» Консультация для родителей:

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Ноябрь Создание картотеки сказок для работы с детьми.

1. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

2. Чтение и пересказ детям сказки : «Лиса и заяц» (в обр. А. Н. Толстого)

3. Дидактическая игра: «Угадай сказку»

4. Инсценировка сказки «Снегурочка»

5. Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка, беседа по содержанию Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь Участие во всероссийских конкурсах дошкольников по развитию логического, творческого мышления 1. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок 2. Настольно – печатные игры по мотивам сказок

(разрезные картинки, лото).

3. Знакомство со сказкой «По щучьему веленью», беседа по содержанию

4. «Сказка о старике и рыбки» 5. Творческое задание:

Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

Темы:

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности 1. Чтение детям сказки : К. И. Чуковский. «Доктор Айболит»

2. Прослушивание аудиозаписи сказки.

3. Драматизация «Сказка Золушка на новый лад»

4. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

5. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Консультация для родителей:

«Почитай

мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Февраль Консультация "Использование кроссвордов в работе с детьми

1. Роль сказки в воспитании детей.

2. Обустроить уголок ряженья.

4. Изготовление книг «Сочиняем сами»

5. Чтение сказки и пересказ «Мужик и медведь» Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март Изучение методик и технологий педагогов в интернете

1. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

2. Раскраски по народным сказкам. 3. Знакомство со сказками «Лиса и кувшин» «Крылатый, мохнатый да масляный» Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, помочь подобрать из предложенных пословиц соответствующее содержание сказки. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка

Апрель Продолжать работу по оставлению картотеки игр театрализованной деятельности

1. Обыграть знакомые сказки. 2. Добавить материал в театральный уголок. 3. Театрализация сказки "Заяц-портной".

4. Чтение сказки, пересказ «Сивка – бурка»

5. Собери пазлы по сказкам Книжка –раскладка :

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Май Подготовка к отчёту, подбор материала и фотографий

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. Выставка работ детей и родителей:

«Наши любимые сказки».

фотоотчёт

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 08:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алия хусаинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД