Алия хусаинова
План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан»
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год Педагог: Хусаинова А. Р., воспитатель высшей квалификационной категории
Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
Публикация «План самообразования „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
1. Изучение литературы по проблеме
Содержание деятельности по самообразованию Сроки Форма представления самообразования
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова. В течение года
Сентябрь - май Изучение статей
2. И. А. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
Изучение статей
3. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Изучение статей
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
Изучение статей
5. И. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
Изучение статей
6. Интернет- ресурсы Изучение статей
2. План мероприятий на год
Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Изучение интересов и наклонностей детей. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.
1. Знакомство детей со сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях 2. Творческое задание:
Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). С помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.
3. Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»
Беседа по содержанию;
пересказ отрывков сказки
4.«Сказка о золотом петушке» 5. Рисование по сказке Консультация для родителей:
«Как подружить ребенка с книгой».
Октябрь Обсуждение –беседа» какие сказки любят дети? 1. Чтение детям и пересказ сказки : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А. Н. Толстого;
2. Рассматривание иллюстрации. 3. Знакомство со сказкой «Мороз Иванович» 4. Обсуждение главного героя сказки 6. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят»
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» Консультация для родителей:
«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
Ноябрь Создание картотеки сказок для работы с детьми.
1. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
2. Чтение и пересказ детям сказки : «Лиса и заяц» (в обр. А. Н. Толстого)
3. Дидактическая игра: «Угадай сказку»
4. Инсценировка сказки «Снегурочка»
5. Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка, беседа по содержанию Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
Декабрь Участие во всероссийских конкурсах дошкольников по развитию логического, творческого мышления 1. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» 2. Настольно – печатные игры по мотивам сказок
(разрезные картинки, лото).
3. Знакомство со сказкой «По щучьему веленью», беседа по содержанию
4. «Сказка о старике и рыбки» 5. Творческое задание:
Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.
Темы:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».
Январь Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности 1. Чтение детям сказки : К. И. Чуковский. «Доктор Айболит»
2. Прослушивание аудиозаписи сказки.
3. Драматизация «Сказка Золушка на новый лад»
4. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
5. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Консультация для родителей:
«Почитай
мне сказку».
-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
Февраль Консультация "Использование кроссвордов в работе с детьми
1. Роль сказки в воспитании детей.
2. Обустроить уголок ряженья.
4. Изготовление книг «Сочиняем сами»
5. Чтение сказки и пересказ «Мужик и медведь» Консультация для родителей:
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Март Изучение методик и технологий педагогов в интернете
1. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
2. Раскраски по народным сказкам. 3. Знакомство со сказками «Лиса и кувшин» «Крылатый, мохнатый да масляный» Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, помочь подобрать из предложенных пословиц соответствующее содержание сказки. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка
Апрель Продолжать работу по оставлению картотеки игр театрализованной деятельности
1. Обыграть знакомые сказки. 2. Добавить материал в театральный уголок. 3. Театрализация сказки "Заяц-портной".
4. Чтение сказки, пересказ «Сивка – бурка»
5. Собери пазлы по сказкам Книжка –раскладка :
«О чем и как беседовать с детьми после чтения».
Май Подготовка к отчёту, подбор материала и фотографий
Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приемы.
Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. Выставка работ детей и родителей:
«Наши любимые сказки».
фотоотчёт