Надежда Маркисовна
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Аскизский детский сад «Родничок»
План самообразования
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3 лет»
Воспитатель: Табурчинова Н. М.
Аскиз 2020год
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой
моторики.
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
• Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
• У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
• Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
• Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
o нахождение заданных предметов,
o угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
План работы на 2020-2021 год
Сентябрь
1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
4. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
5. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Работа с детьми
Октябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Создане с детьми книжки-малышки «Веселый зоопарк», используя способ аппликации (в рамках КОПа).
7. Игра «Я катаю мой орех».
8. Игры на развитиетактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5. Настольная игра «Найди фигуре место».
6. Повторение игр на развитиетактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).
Январь
1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Февраль
1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Март
1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
6. Игра «Прищепки»
7. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).
5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
6. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
6. Проигрыване с детьми пальчиковым театром р. н. сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5. Учить детейизображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
6. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
7. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию
8. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
Работа с семьёй
Январь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Апрель
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)
Самореализация
Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Литература
1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
4. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
5. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.