Ирина Папиш
План самообразования по теме: «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей дошкольного возраста, несущие радостные эмоции и обладающие великой воспитательной силой. Подвижная игра – двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий в соответствии с установленными правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей дошкольного возраста к определенным умственным и физическим усилиям и, следовательно, способствует их развитию в целом. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Дети среднего дошкольного возраста активны, много двигаются. Воспитатель может помочь не только активизировать двигательную активность детей, но и побудить их к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.
Публикация «План самообразования по теме: „Подвижная игра как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
Играя, ребёнок выполняет разнообразные движения. В игре он овладевает новыми, более сложными видами действий. В подвижные игры играет вместе группа детей, поэтому у ребят вырабатывается умение согласовывать свои действия с действиями других играющих. Совместные действия игроков создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. Игра помогает преодолению застенчивости, скованности, чрезмерной скромности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному укреплению опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и тренировка различных систем и органов. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, выносливость. Следует помнить, что от степени развития физических качеств дошкольника будет зависеть сформированность двигательных навыков в дальнейшем.
Цель работы по теме самообразования: повысить свой профессиональный уровень в качестве организатора подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста;
Задачи:
-изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования;
-создать картотеку подвижных игр для детей 4-5 лет;
-создать условия для развития физических качеств детей посредством подвижных игр;
-поддерживать у детей двигательную активность, самостоятельность, творческую инициативу с помощью подвижных игр.
План работы на год
Раздел: Изучение методической литературы
Сроки: Сентябрь - май
Содержание работы и практические выходы: анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
1. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. «Подвижные игры на прогулке».
2. Курысь В. Н., Баршай В. М., Стрельченко В. Ф «Подвижные игры.
3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе».
4. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр».
5. Тимофеева С. А., Шевченко А. А. «Подвижные игры и игровые упражнения».
Раздел: Работа с детьми
Содержание работы и практические выходы: с сентября по май разучивание новых подвижных игр. Игры в группе, физкультурном зале и на участке детского сада.
В сентябре – провести развлечение «Хорошо у нас в саду».
В октябре - подготовка к тематическому досугу и проведение его с родителями «Осенние эстафеты».
В январе – провести -спортивный праздник «Русская зима».
В марте - спортивный праздник «Путешествие в Спортландию».
Раздел: Работа с семьёй
Содержание работы и практические выходы: привлечение родителей к созданию спортивного уголка. Создание и оборудование спортивного уголка.
Октябрь: Консультация для родителей на тему «Физическое развитие детей 4-5 лет» и выступление на родительском собрании.
Февраль: Подготовка к совместному спортивному празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества. Проведение совместного спортивного праздника «Бравые солдаты».
Апрель: Подготовка информативной папки-передвижки в уголке для родителей. Папка-передвижка на тему «Семейные игры на свежем воздухе»
Май: Подготовка презентации «Наши игры в детском саду». Презентация на итоговом родительском собрании.
Раздел: Самореализация
Сроки: Сентябрь – май
Содержание работы и практические выходы: сбор информации для создания картотеки подвижных игр для детей 4-5 лет.
Ноябрь: Консультация для педагогов ДОУ «Развитие физических качеств детей посредством подвижных игр». Выступление на педагогическом совете.
Май: Отчёт о работе на итоговом педсовете.
Итоговый отчет по самообразованию воспитателя средней группы на тему «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность темы вызвана тем, что в дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, в дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Цель моей работы заключалась в повышении свого профессионального уровеня в качестве организатора подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста.
В рамках работы над данной темой мною проведена следующая работа:
• провела консультации для родителей «Развитие физических качеств у детей 4-5 лет», «Игры и развлечения в кругу семьи», «Роль семьи в формировании двигательной активности ребенка», «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников»
• оформила папку – передвижку «Семейные игры на свежем воздухе»
• создала картотеку подвижных игр и считалок.
• для итогового собрания с родителями подготовила презентацию «Наши игры в детском саду».
• в течение всего учебного года проводила подвижные игры на прогулках, развлечениях «Осенние эстафеты», «Русская зима» и «Путешествие в Спортландию».
• к сожалению в этом учебном году не были проведены запланированные мною в ноябре досуг с родителями «Игры наших бабушек» и спортивный праздник, так же с привлечением родителей посвященный Дню Защитника Отечества. Объяснимо это тем, что в детском саду соблюдались требования самоизоляции по COVID, а в феврале помешал карантин по ветряной оспе.
Проведя мониторинг по физическому воспитанию и моим личным наблюдениям, можно сделать вывод, что у детей сформировалось умение использовать подвижные игры в самостоятельной деятельности. Сформировались такие физические качества, как: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, выносливость, умения сосредоточится на движении в процессе игровой деятельности, выносливость, гибкость; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; эмоциональный отклик на физическую активность.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры.