Елена Иванова
План самообразования «Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
Публикация «План самообразования „Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Задачи:
• Изучить литературу по данному вопросу;
• Развитие и укрепление мелкой моторики.
• Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
• Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
• Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
• Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
• формирование у детей изобразительных навыков и умений, эстетического вкуса, творчества и фантазии.
• развитие у детей пространственного воображения, мышления и художественно-эстетического вкуса.
• закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
В своей работе использую различные методы и приемы:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;
- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);
- информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Мною были сформулированы этапы работы по данному направлению:
1 этап. Диагностический
Анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
2 этап. Прогностический
• Определение целей и задач темы.
• Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
• Прогнозирование результатов
3 этап. Практический
Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.
Исследовательская работа
4 этап. Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы
Диагностика
Эффективность проведённых работ по изучению и освоению нетрадиционной техники рисования можно отследить в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей. Мониторинг проводился по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Галины Анатольевны Урунтаевой в начале и конце учебного года.
Результаты мониторинга показали, что все поставленные задачи были выполнены. Наблюдается положительная динамика в усвоении детьми техник нетрадиционного рисования.
Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.
Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.