Светлана Коноплева
Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования на 2019/2020 уч. год
воспитателя второй младшей группы «Капитошка» Коноплевой С. В.
Самообразовательная работа над темой.
1. Тема самообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
2. Приоритетное направление: познавательно-исследовательское.
3. Образовательная область: развитие речи детей, активизация словаря.
Публикация «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
4. Начало работы над темой: сентябрь 2019 г.
5. Окончание работы над темой: май 2020 г.
6. Цели работы самообразования по теме: расширение общепедагогических и психологических знаний,совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в области конкретной методики, предмета, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня, формирование грамматического строя речи у детей, развитие монологической и диалогической речи, объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
7. Задачи самообразования:
- приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;
- обогащать чувства детей, воображение и речь;
- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
8. Основные вопросы намеченные для изучения:
- расширять знания детей об окружающей действительности;
- развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
- помочь в освоении разговорной речи.
9. Этапы проработки по теме:
- планирование работы по самообразованию;
-практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми);
- подведение итогов самообразования.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел: Изучение методической литературы
Сроки: Сентябрь - май
Содержание работы: 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер 2013
3. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3-е издание 2005.
4. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. КАРО 2006
5. Гербова В. В. развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е издание
6. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада под ред. Ф. А. Сохина 2-е изд. 2009
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. 1981
8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. 1983
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
10. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
Работа с детьми
Октябрь
Содержание работы: Отгадывание детьми загадок.
Практические выходы: Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь
Содержание работы: Театрализованная постановка.
Практические выходы: Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Февраль
Содержание работы: Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.
Практические выходы: Развлечение «Широкая Масленица»
Март
Содержание работы: Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Практические выходы: Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель
Содержание работы: Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Практические выходы: Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьёй
Январь
Содержание работы: Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
Практические выходы: «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Апрель
Содержание работы: Совместное творчество детей и родителей.
Практические выходы: Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Самореализация
Май
Содержание работы: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Практические выходы: Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».