Елена Мищеренко
План самообразования на тему «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема МДОУ: «Инклюзивное и интегрированное (образование) обучение и воспитание детей дошкольного возраста».
Индивидуальная тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Работа начата: сентябрь 2017г.
Предполагается закончить: май 2020г.
Цель самообразования по теме : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи самообразования :
Публикация «План самообразования на тему „Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
- повысить уровень речевой компетентности детей;
- повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Изучить методическую литературу, передовой опыт по теме;
- Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
- Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
- Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Планируется овладеть методикой проведения пальчиковых упражнений и дидактических игр для развития мелкой моторики рук, методикой проведения массажа рук ребенка, нетрадиционными техниками рисования и лепки тем самым расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
В процессе занятий дети осваивают технику массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Таким образом повышается уровень речевого развития детей.
Форма самообразования : индивидуальная.
Форма предоставления результатов:
-Размещение дидактического материала на сайтах: ped-kopilka.ru, infourok.ru, mersibo.ru.;
- Фотоотчет драматизации русско-народных сказок с использованием пальчикового театра;
-Фотоотчет занятий по лепке, рисованию.
-Картотека пальчиковых упражнений, массажа для рук и дидактических игр;
- Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика и массаж рук на кухне».
- Консультация на педагогическом совете.
Литература:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
План работы на 2019 - 2020 уч. г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)
Работа с детьми
Сентябрь 2019г.
Октябрь 2019г. -
Май 2020г.
Изучение методической литературы. Подборка дидактических игр, пальчиковой гимнастики, упражнений для массажа рук.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности:
1. Пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.
2. Использование нетрадиционных техник рисования: лодашками, по трафаретам, методом тычка. 3. Дидактические игры (шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика, игры со счетными палочками, с конструктором Лего).
4. Пальчиковый театр. Драматизация русско-народных сказок с помощью пальцев и кисти рук.
5. Лепка. Заготовками из маленьких кусочков пластилина, заполнить картинку-шаблон.
Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики и массажа кистей рук.
Фотоотчет занятий по рисованию.
Картотека дидактических игр: «Бусы для мамы», «Шнуровка», «Пазлы», «Чудесные пуговицы» — выкладывание узоров из пуговиц;"Мозаика", игры со счётными палочками, с конструктором Лего.
Фотоотчет драматизации русско-народных сказок с использованием пальчикового театра.
Фотоотчет занятий по лепке.
Работа с родителями
Сентябрь2019г. - Май 2020г.
Октябрь 2019г. -
Ноябрь 2019г.
Индивидуальные беседы с родителями.
Пополнение необходимых атрибутов для организации развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики рук.
Сыпучий материал для пальчиковых бассейнов, шнурки для шнуровки, пуговицы, молнии и т. д. Подбор игрушек: мелкий строительный материал, куклы с одеждой, конструктор, счетные палочки, фигурки для пальчикового театра.
Работа с педагогами
Май 2020г.
Консультация
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Текст плана по самообразованию.
Картотека дидактических игр
Игра «Бусы для мамы»
Цель: Формировать умение подбирать по цвету предмет (какого цвета шнурок. такого же цвета должны быть и бусинки (трубочки, развивать умение чередовать бусинки нескольких цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер.
Материал: Шнурки основных цветов (красный, желтый, синий.) деревянные бусины (покрашенные в основные цвета красный, желтый, синий, зеленый) или нарезанные коктейльные трубочки.
Ход игры : Детям предлагается сделать бусы.
Подобрать бусины или трубочки по цвету шнурка.
Чередовать бусы двух цветов (красный - желтый, зеленый - синий и т. д.) по желанию детей.
Дети произвольно выбирают шнурки, бусины (трубочки, при этом, по просьбе воспитателя, называют цвет шнурка, бус.
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
5. Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т. д.
Игры со шнурками.
1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребё нку:
перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
«прошагать» по лесенке из шнурка;
2. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
3. Различные шнуровки.
Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
4. Узелки на память. Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.
5. Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.
6. Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т. п.
7. Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка : кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т. д.
Пуговицы.
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
3. "Путаница"
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью.
4. Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.
Волшебный мешочек.
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,
память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
1. Выкладывание геометрических фигур.
2. Составление узоров.
3. Выкладывание предметов.
4. Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.
5. Большие и маленькие палочки. Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.
Работа с мозаикой.
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур. 1. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец.
2. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
3. "Дорожка. " Покажите ребенку игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
4. "Снег или дождь". Предложите ребенку изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Ребенку нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.
3. "Звездочки на небе ".Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите ребенку, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики, из зеленых выложить елочки.
4.«Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать и выложить солнышко с лучами.
5. "Цветочки на поляне". Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.
6. "Грибы в лесу". Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите ребенку распределить по лесу как можно больше грибов и елочек. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.
Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников.
1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцыприжимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей (мизинец)
Меняем руку
И клестов, и снегирей (большой палец)
Любят горного козла (указательный палец)
Обезьянку и осла (средний палец)
Дикобраза и ежа (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)
А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)
3. Массаж (самомассаж) прижимающий
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая»его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука
Шел медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся по дороге (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил» (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Левая рука
Он на поиск диких пчел (большой)
Все медведи – сладкоежки (указательный)
Любят есть медок без спешки (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге (мизинец)
4. Потягивание за кончики пальцев
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Тянут – тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку. (указательный)
Вот пришла бы (большой)
Наша внучка, (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка? (мизинец)
Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)
Вытянута репка!
5. «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.
Вариант 1
На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)
Вариант 2
Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.
Во дворе у брат
Бегали котята.
Испугались щелчка –
Разбежались кто куда!
6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии
Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу
Я катаю колобок,
У него румяный бок,
Круглый бок, румяный бок,
Вот так чудо – колобок!
7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии
Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
8. Самомассаж бусинками
Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.
Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й
Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й
Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й
Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й
Смена руки
Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й
Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й
Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й
Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й
9. Самомассаж шестигранными карандашами
Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.
Покатаю я в руках карандаш немножко,
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки
10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)
Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.
Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.
Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Друзья - садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребё нка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
Пятачок
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!
Белка
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаё т она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…