Анна Емельянова
План самообразования на 2016–2017 год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Особенности развития слуха»
Цель: Изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха.
Задачи:
1. Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей;
2. Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей;
3. Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 4-5 лет.
Объектом исследования: являются слабослышащие дети 4-5 лет
Предметом исследования: является развитие речи слабослышащих детей 4-5 лет
Публикация «План самообразования на 2016–2017 год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Содержание:
1. Изучение методической литературы по теме:
2. Причины нарушения слухового восприятия.
3. Пути формирования к решению проблемы нарушения слуха.
Формы работы и наглядность:
1. Обследование и выявление причин нарушения слуха.
2. Составление плана мероприятий по нарушениям слуха.
3. Выступление МО, воспитателей по теме: «Наши эмоции» (30.10.2014).
4. Проведение групповых родительских собраний.
5. Выставка работ детей группы по теме коррекционного курса: «Нетрадиционная техника рисования».
6. Консультации для родителей группы по теме: «Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе»
Методическая литература для изучения в 2014 -2015 году:
1. Голович Л. А. «Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха». - М., 2001 г.
2. Корсунская Б. Д. «Воспитание глухого дошкольника в семье». – М., 1970 г.
3. Гонеев А. Д. «Основы коррекционной педагогики». – М., Академия, 2002 г.
4. Григорьева Г. М. «Дети с проблемами в развитии». ИКЦ Академкнига, 2002 г.
5. Дробинская А. О. «Школьные трудности «нестандартных детей»». Школа – Пресс, 2000 г.
Краткая аннотация изученной методической литературы в 2014 году:
Гонеев А. Д. «Основы коррекционной педагогики». М. - Академия, 2002 г.
Данное учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с детьми, обучающихся в специальных учреждениях, но и внести педагога в мир коррекционной педагогики, показать сложности и трудности, специально - педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается педагог, предупреждение «педагогической» запущенности и трудновоспитуемости.
Корсунская Б. Д. «Воспитание глухого дошкольника в семье». – М., 1970 г.
В книге освещаются вопросы воспитания и обучения ребенка в семье до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении.
В приложении к книге даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье.
Книга рассчитана на родителей и может быть использована сурдопедагогами и воспитателями дошкольных учреждений, студентами дефектологических факультетов.
Практическая значимость работы:
На самом деле проблема развития нарушения слуха, очень актуальна на сегодняшний день. Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.
К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ, которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.
Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни.
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.
сентябрь:
1. Беседа «Мой любимый город»(Ответственные: воспитатель, дети)
2. Подвижная игра на прогулке «Тихо-громко»(воспитатель, дети)
3. Художественное творчество «Цветной домик»(дети)
октябрь:
1. Сюжетно-ролевая игра (магазин)«Продавец и покупатель» (воспитатель, дети)
2. Подвижная игра на прогулке «Тихо-громко» (дети)
3. Художественное творчество «Осенний ковер» (воспитатель и дети)
ноябрь:
1. Физкультминутка «Угадай, чей голосок?»(дети)
2. Чтение художественной литературы «Листопад»(воспитатель, дети)
декабрь:
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»(дети)
2. Фронтальное или индивидуальное занятие «Красный, зеленый,желтый» (дети)
3. Индивидуальное занятие «Кролик с крольчатами»(дети,воспитатель)
январь:
1. Рисование ватными палочками «Веточка ели»(дети)
2. Математика+конструирование «Счет до 5»(дети,воспитатель,дефектолог)
3. Чтение художественной литературы «Береза»(воспитатель)
февраль:
1. Художественное творчество «Угостим зайку морковкой»(дети,воспитатель)
2. Аппликация «Это мой папа»(дети)
3. Индивидуальная работа «Зимняя пора»(дети)
Март:
1. Художественное творчество «Это моя мама»(дети)
2. Поделки «Изготовление подарков мамам и бабушкам»(дети)
3. Художественное творчество «Весна в родном краю»(дети)
апрель:
1. Чтение сказок «Теремок»(дети)
2. Рисование нетрадиционными техниками «Зеленая травка» (дети)
3. Коммуникация «Овощи»(дети)
май:
1. Математика+конструирование «Лото»(воспитатель, дети)
2. Самостоятельная деятельность «Квадрат»(дети)
3. Подвижная игра «День и ночь»(дети)