Архипова Людмила
План самообразования «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Публикация «План самообразования „Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, профессионально-личностное саморазвитие. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал
4. Разработать перспективный план работы ;
5. Подготовка консультаций для родителей и воспитателей по данной теме.
6. Создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники.
7. Пополнение развивающей предметно - пространственной среды в группе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ
Подбор и изучение методического материала на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Анализ изученной литературы.
ДЕКАБРЬ- ЯНВАРЬ
Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»
ФЕВРАЛЬ -МАРТ
Анкетирование родителей по теме «Мнемотехника».
Разработка консультации для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
АПРЕЛЬ
Составление памятки для родителей :«Как работать с мнемотаблицами».
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Оформление папки-передвижки для родителей «Составляем и используем мнемотаблицы дома».
ЯНВАРЬ
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».
ФЕВРАЛЬ-МАРТ
Оформление папки «Учим стихи с помощью мнемотехник».
АПРЕЛЬ
Оснащение уголка развития речи в группе. Составление картотеки дидактического материала на основе мнемотехник (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
МАЙ
Подготовить отчёт о проделанной работе.