Елена Петрова
План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей-это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа, которая
посылает нам через многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания».
Ф. Дзери.
Актуальность.
В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка. Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:
Публикация «План самообразования „Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Образовательная область Познавательная активность в 2015 – 2016 учебном году составила: высокая 22%, средняя 56%, низкая 22%
Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.
С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организован -ую среду, которая может включать в себя элементы искусства. Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.
Цель самообразования : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.
Задачи самообразования :
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
3. Сформировать у дошкольников представление о музее.
4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.
5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.
6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.
Предполагаемый результат:
1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;
2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:
а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;
в) организацию встреч с интересными людьми.
4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Этапы работы по самообразованию
Содержание работы Форма работы Сроки
Теоретический
1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 1 Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.
3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.
4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.
Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.
6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.
7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.
8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.
10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».
11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.
12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.
13 Интернет-ресурсы. сентябрь - октябрь
2016г.
Практический
1. Определение цели и задач работы над темой. Анализ уровня профессиональной компетентности
Изучение имеющейся литературы. ноябрь 2016 - март 2017
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Определение темы музея.
Составление перспективного планирования работы.
Взаимодействие с дошкольниками
Проведение НОД на темы:
Чтение художественной литературы:
Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность в музее.
Взаимодействие с родителями
Родительское собрание.
Анкетирование. Консультации.
Мастер-класс по рисованию гжельских элементов.
Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление альбомов.
Оформление наглядной информации.
Оформление мини-музея.
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Консультация «Создание мини-музея».
Чтение стихов, загадок о Гжели. Прослушивание песен и стихов.
Участие родителей в сборе экспонатов.
Консультация «Мини-музей-новая форма работы». ««Музей и дети». «Гжель»
Экскурсия в библиотеку. Выставка.
2. Распространения опыта среди коллег. Обмен опытом участников проекта. «Нежно-голубое чудо»
Консультации. Педсовет
3. Проектирование результатов. Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление наглядной информации.
Сбор экспонатов для мини-музея.
Обобщающий
1. Оформление результатов работы по теме. Проект «Нежно-голубое чудо» апрель 2017
2. Представление материалов Создание презентаций: «Гжель», «Нежно-голубое чудо».
Выводы по итогам работы над методической темой.
Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».
Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.
Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.