Светлана Торопова
Обобщение опыта «Использование нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня хочу рассказать вам о художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста и поделиться опытом работы по применению нетрадиционных способов рисования и лепки с детьми, которые использовала с детьми раннего возраста и старшего дошкольного возраста.
«Ребёнок – это не только сосуд, который надо наполнить,
Публикация «Обобщение опыта „Использование нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей“» размещена в разделах
а огонь, который надо зажечь»
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно – эстетическое воспитание. Как одно из основных средств духовно – нравственного, культурного развития личности. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.
Художественно – эстетическая деятельность – это деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрывать себя, свои возможности, открыть таланты, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностного – смыслового восприятия и пониманий произведений искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественно – эстетическое развитие в раннем возрасте
Виды деятельности в раннем возрасте по ФГО ДО.
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
Экспериментирование с материалами и веществами
Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями.
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
Рассматривание картинок
Двигательная деятельность
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытие и совершенствование творческих способностей.
Специфической особенностью художественно – эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
К художественно – эстетической деятельности в контексте ФГОС относятся:
Чтение художественной литературы
Изобразительная деятельность
Конструирование из бумаги
Музыка
ФГОС ориентирует ребёнка раннего возраста проявлять интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривания картин, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.
Художественно – эстетическое развитие ребёнка начинается с момента его рождения. К трём годам ребёнок проходит огромный путь развития. Он овладевает многими движениями, небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, картинки, разнообразные предметы, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.
Сегодня я хочу поделиться нетрадиционными способами рисования и лепки, которые я использую с моими воспитанниками на разных возрастных этапах.
Рисуем и лепим мы с моими детьми не только стандартными способами, но и используем в работе нетрадиционные способы рисования и лепки.
1. Хэппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки).Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки, муки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Польза от рисования пальчиками:
• Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
• Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
• Осознание ребёнком собственного тела.
• Раннее развитие творческих способностей.
• Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
• Развитие представлений о цвете.
• Развитие воображения и образного мышления.
2. Лепка из искусственного снега, солёного теста – ощупывание, экспериментирование.
Мастер – класс можно посмотреть по ссылке https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-sverkayuschii-sneg-svoimi-rukami-ili-aromatnyi-nezhnyi-snezhok-dlja-razvlechenija-detei.html
3. Рисование разными видами красок, которые очень просто приготовить самим.
4. рисование водой на специальном коврике, или раскрашивание водных раскрасок, которые можно приобрести в магазине.
Делаем снежные краски
Можно ли рисовать снегом? Можно. Но сначала нужно приготовить снежные краски.
Для этого нам необходимо:
Пена для бритья
Клей ПВА
Блёстки (по желанию)
Влажные салфетки
Капельки перечной мяты (по желанию)
Желательно пену и клей предварительно подержать на морозе, минут 10. Когда всё готово, можно экспериментировать. В глубокой чашке (я брала детскую пластмассовую кастрюлю, в равных частях смешиваем пену и клей, добавляем блёстки (я не добавляла, пока)+ несколько капель мяты (для придания запаха) и тщательно перемешиваем. Теперь пробуйте!
Пальчиковые краски своими руками
Материал:
1 стакан муки
1 чайная ложка растительного масла
1 столовая ложка соли
0,5 стакана воды
Пищевые красители
Влажные салфетки
Ложки или палочки для перемешивания
Соль, муку и масло перемешиваем. Добавляем воды до консистенции густой сметаны. Разливаем смесь по баночкам. (Я брала баночки, из-под старой гуаши, предварительно вымыла и высушила). Насыпаем в каждую баночку пищевой краситель нужного цвета, перемешиваем и готово. В путь!
Гель – краски
Материалы:
100 гр. Крахмала (картофельный или кукурузный)
Вода
Пищевые красители
Влажные салфетки
Ложка или палочки для перемешивания.
Разведите крахмал в горячей воде, (ОСТОРОЖНО! Если вы это делаете с детьми, разлейте по ёмкостям и добавляйте красители, хорошо перемешайте и дайте остыть. Рисовать можно пальчиками, ладошками, ватными палочками.
Данные виды красок, конечно можно попробовать сделать самим и продемонстрировать родителям, чтобы они это применяли в домашних условиях.
Краски Боди Арт своими руками.
Интересное, яркое, увлекательное и мега творческое занятие для ваших детей ни на пять минут – боди арт. Дети любят рисовать, а рисовать себя им понравится не меньше. ВНИМАНИЕ! Если вы делайте, это в группе с детьми, поставьте об этом в известность их родителей и спросите разрешения.
Рисовать данной краской можно по телу, лицу, рисовать различные маски можно при выступлениях, спектаклях, развлечениях. Отмываются легко, благодаря детскому шампуню и кожа не пересыхает, потому что, в состав красок входит детский крем.
Ингредиенты:
100 гр. Крахмала
100 гр. Детского крема
5о гр. Шампуня
50 гр. Тоника для лица или воды
Пищевые красители
Перемешиваем все ингредиенты в посуде, а пищевые красители добавляем в каждую баночку отдельно. Удобно перемешивать ватной палочкой. Удачных экспериментов.
Объёмные краски для детей своими руками (puffy paints)
puffy paints – это краска позволяющая сделать, создать объёмные линии на бумаге или любой другой поверхности.
Рисовать этими красками получится ватными палочками или с помощью шприцов (без иголок)
А для того чтобы краски поднялись, отправьте ваше произведение искусства на 30 секунд в микроволновую печь или духовой шкаф при 180 гр. Будьте ВНИМАТЕЛЬНЫ, если рядом дети!
Следите, чтобы лист с изделиями не перевернулся, и краски прогрелись со всех сторон и хорошо набухли. Через пять минут после остывания краски станут твёрдыми, объёмными и при этом не потрескаются.
Ингредиенты:
1 столовая ложка блинной муки
1 столовая ложка мелкой соли
3 столовые ложки воды
Пищевые красители
Салфетки
Разные ёмкости
Насыпаем все сухие части в посуду, перемешиваем. Добавляем воду, если смесь получилась густой, добавьте ещё немного воды. Краситель можно заменить любыми другими красками. В итоге должны получиться не жидкие и не густые краски.
Йогуртовые краски
Самое сложное и интересное в этом рецепте то, что нет точных пропорций. И эти краски просты, натуральны, безопасные. Эти краски подойдут для раннего развития.
Ингредиенты:
Обычный детский йогурт
Пищевые красители
В качестве ёмкостей можно использовать баночки из-под йогурта. Разливаем в них йогурт и добавляем в каждую краситель. Перемешиваем до однородной массы. Всё готово.
О других техниках, применяемых в моей работе, вы узнаете из презентации.
В чём польза красок и теста? Они помогают развивать:
Мелкую моторику
Координацию рук
Ловкость и силу пальчиков
Цветовосприятие
Воображение
Речь
Сенсорные эталоны
Сформируют:
Художественный вкус
Творческое мышление
Самостоятельность
А главное доставят детям массу удовольствия, что будет способствовать получению новых знаний, мотивировать к получению нового и добиваться новых творческих результатов.
Отрабатывайте новые техники, экспериментируйте и создавайте свои шедевры с детьми.
Приятного путешествия в мир красок и теста!
Спасибо за внимание!