елена носова
План самообразования «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя подготовительной группы компенсирующей направленности Носовой Е. Б.
«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «План самообразования „Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Патриотизм— это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Дошкольное образование - начальное звено системы образования, оно призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Поэтому задачей педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цель:
• повысить собственный уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
• создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Задачи самообразования :
• Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
• Оформить уголок патриотического воспитания в группе
• Подобрать беседы по темам; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки); картотеки игр
• Подобрать видеофильмы по темам;
• Составить конспект НОД, праздников, развлечений;
• Подготовить консультации для родителей и педагогов;
• Организовать выставки поделок и рисунков;
Задачи по работе с детьми:
• формировать у детей чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
• формировать понятие – «семейные традиции», «народные традиции»;
• формировать у детей любовь и привязанность к родной улице, городу, стране;
• закрепить знания о государственных символах РФ;
• воспитывать чувство любви к своей Родине;
• воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества;
• воспитывать уважение к ветеранам, учить чтить память погибших.
Планируемый результат :
• Создана предметно-развивающая среда;
• Составлены конспекты занятий, праздника, развлечений, бесед;
• Составлены картотеки игр;
• Подготовлены консультации;
• Решение всех поставленных задач;
• Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Методы и формы работы :
• беседа,
• игры,
• чтение художественной литературы,
• творческое задание,
• экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
• художественное творчество,
• трудовая деятельность,
• работа с родителями,
• театрализованная деятельность.
План работы
Сентябрь
«Семья», «Детский сад»
Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость», «Уважай отца и мать –будет в жизни благодать», «Кто работает в детском саду» и др.
Экскурсия по детскому саду.
Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию», «Изобрази
себя другим» и др.
Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье.
Чтение: Гайдар А. «Чук и Гек» (главы, Габе Д. «Моя семья», Зощенко М. «Показательный ребёнок», Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы» и др.
Создание фотоальбома «Моя семья»
Октябрь
«Моя малая родина»
Беседы по темам: «Мой любимый город Саратов», «Улица, на которой я живу», «История моего города», «Памятники и достопримечательности родного города» и др.
Просмотр видеофильмов «Наш родной город», «Район где я живу»
Ознакомление символами нашего города, Знакомство с природой родного края.
Выставка рисунков «Мой любимый Ленинский район»
Экскурсия с родителями к памятным местам.
Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Кто где живет?» и др.
Чтение: Александрова З. «Родина», Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица» и др.
Ноябрь
«Моя Родина - Россия»
Беседы на темы: «Москва – столица нашей Родины», «Мы гуляем по Кремлю», «История Московского Кремля» и др.
Ознакомление с государственными символы России (флаг, герб, гимн); прослушивание «Государственного гимна России».
Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем», «За Родину», Исаковский М. «Москва», Лисянский М. «Золотая на веки веков», Черницкий И. «Есть на свете город», Прокофьев А. «Родина и др.
Оформление уголка группе «Моя Родина –Россия».
Подборка пословиц и поговорок о Родине.
Дидактические игры: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов» и др.
Оформление уголка «Моя Родина-Россия».
Декабрь
Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др.
Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др.
Знакомство с русскими традиционными народными играми
Выставка детских работ
Январь
«Ознакомление с обычаями и традициями русского народа»
Беседы на темы: «Русские народные игры», «Русская народная игрушка», «Россия моя мастеровая», «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» и др.
Ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа, с народными промыслами.
Проведение развлечений «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Игры наших бабушек».
Выставка совместных изделий помотивам народного творчества.
Февраль
Беседы на темы: «Защитники Родины», «Народные праздники на Руси. Масленица» и др.
Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В. Н. Рисунок», «Старший брат», Александрова З. «Дозор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» и др.
Ознакомление детей с воинской славой России.
Оформление газеты с поздравлением.
Проведение праздников: «День защитника Отечества», Фольклорный праздник «Масленица»
Март
Беседы на темы: «За что я люблю свою маму», «Моя мама –лучшая на свете», «Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке» и др.
Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Милн А. «Непослушная мама», Л. Квитко «Бабушкины руки». В. Осеева «Просто старушка» и др.
Выставка детского творчества «Мамин портрет».
Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!»
Тематический праздник «8 марта – женский день»
Апрель
Беседа на темы: «День космонавтики», «Космос», «Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной «и др.
Чтение: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин В. «Первый в космосе», Кащенко В. «Найди созвездие», Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп» и др.
Просмотр видеофильмов: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт»
Викторина «Что вы знаете о космосе»
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей»
Тематический праздник «День космонавтики»
Май
«День Победы»
Беседа на темы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «О войне», «День победы» и др.
Рассматривание альбома с военными профессиями; рассматривание картин из серии «История России».
Чтение: Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», Маршак С. «День Победы», И. Токмакова «Идёт война народная», Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец», Твардовский А. «Рассказ танкиста», Орлов В. Н. «Парад», «Салют» и др.
Просмотр видеофильмов: «Защитники Родины», «Дети герои войны»
Тематический праздник, посвящённый 75летию Великой победы.
Выставка поделок руками детей и их родителей «Никто не забыт – ничто не забыто!
Подбор литературы по теме:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н. Г., Грибова, Л. Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М. В., Смирнова Н. С. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. детском саду. №2 – 08.
6. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ,2005 9. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
7. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М. : УЦ «Перспектива», 2011.
8. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М. : ВАКО,2005.
9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.
10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. -М. : ТЦ Сфера, 2005.
11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
12. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Молодой ученый. — 2016.
13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. -Волгоград: Учитель, 2007. 14. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О. А. М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
15. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.