Наталья Валентиновна Третьякова
Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество». План самообразования на год
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
на тему:
«Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
2019-2020г.
Воспитатель: высшей категории
Третьякова
Наталья
Валентиновна
Тема: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество»
Публикация «Интеграционный подход к реализации образовательной области „Художественное творчество“, План самообразования на год» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей.
Задачи:
- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, конструирование);
- развивать детское творчество;
- приобщать к изобразительному искусству.
Предполагаемый результат: К концу года дети должны знать цвета карандашей (синий, красный, зеленый, жёлтый, белый, чёрный, Радоваться своим работам.
Сентябрь
Подобрать методическую литературу для изучения.
Октябрь Изучить методическую литературу: «Художественное творчество детей 2-7 лет» Т. Н. Доронова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г Казакова– М. : Педагогика, – 1983. –212с.
Ноябрь Изучить методическую литературу: «Лепим, фантазируем, играем» И. А. Лыкова, «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» Цквитария Т. А. 2012, «Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Грошенкова В. А., Шилова Т. С. 2012
Декабрь Изучить методическую литературу: Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области. По программе "Детство" Леонова Н. Н.
Январь-Март Внедрить полученные знания в повседневную работу.
Апрель-Май Продолжить работу с детьми по теме самообразования.
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (рисование по - сырому, рисование в технике набрызга).
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие».
Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
Во всех возрастных группах образовательная деятельность, начатая с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.
Интеграция с образовательной областью «Социально – коммуникативное развитие».
При совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений – способствует обогащению словаря.
Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.
Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается еще и в том, что в ее процессе у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие».
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие»
Правильная организация изобразительной деятельности положительно влияет на физическое развитие ребенка. Пальчиковые гимнастики, веселые спортивные минутки способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения, укреплению физического здоровья детей.
Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, вырабатывается правильная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С, Васильевой М. А., От рождения до школы. — М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Баркан И. Режим дня и занятия в детском саду. М. 2007;
3. Запорожец А. В., Неверович Я. З., КошелеваА. Д., Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. З - М. : Просвещение, 1985
4. Подласый И. П., Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М. : Издательство Владоспресс, 2006.
5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов дошкольного учреждений. – М. : Мнемозина, 1999.
6. Интернет ресурс. Издательский дом Цветной мир, главный редактор, дпн Лыкова И. А. https://www.facebook.com/pg/www.idcvetmir.ru/posts/
7. Интернет ресурс. Цветной-мир. рф/умк-теремок. html.
Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». "Арт-методики для развития малышей" (под ред. И. А. Лыковой).