валентина петровна яушкина
План самообразования «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством познавательной активности»
▼ Скачать +Заказ
1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»
План работы
по самообразованию
на период 2023 – 2026учебного года
по теме:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольниеа через познавательную активность».
Воспитатель: Яушкина В. П.
Стаж работы: 7. год
Саранск
2023
2
Публикация «План самообразования „Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством познавательной активности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность.
Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выявления специфики основ безопасности жизнедеятельности у детей саршего дошкольного возраста
- Выявить теоретико- методологическую основу безопасности жизнедеятельности детей саршего дошкольного возраста.
-Разработать,внедрить и апробировать модель развития формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность. Психолого – педагогических условий ее успешной реализации.
Литература:
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для
1. Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. «Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирования, рекомендации / авт. – сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т. А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
4. «Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирования, рекомендации / авт. – сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. Гарнышева Т. П. Санкт – Петербург ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010.
6. Журнал «Путешествие на зеленый свет», Издательство «Кедр», Москва.
7. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т. А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования : индивидуальная.
Актуальность и перспективность опыта, его значение для воспитательно-образовательного процесса.
Активная модернизация образования, реализация подходов, обозначенных в основном документе отечественной системы образования – Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах, закономерно ведет к постановке и поискам решения новых задач для образовательных организаций.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Актуальность проблемы исследования развития дошкольного возраста определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психолого-педагогической литературе и несомненной ее теоретической и практической зна2. Цель и задачи опыта работы, его этапы.
Этапы :
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения 1-й год работы над темой
2 Постановка целей, задач работы
3 Изучение научной и учебно-методической литературы :
2 этап. Аналитический (изучение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Составление плана работы по самообразованию 1-й и 2-й год работы над темой
2 Определение значимости роли взрослых в развитии формирование основ безопасного жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность.
3 Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)
4 Публикация статьи «По обучению детей правилами дорожного движения».
5 Беседа с детьми «Дорога не место для игр», «Опасные прохожие», «Мой дом»,» «Я знаю,что можно,а что нельзя», «Безопасность в нашей группе», «Спички не тронь в спичках огонь», «Правило поведения во время игр забав», «Лекарства и бытовая химия».
6 Сюжетно- ролевая игра «Регулировщик», «Полиция» «Пожарная машина спешит на помощь»,
Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа».
Подготовить картотеку игр на формирование знаний по ОБЖ.
3 этап. Организационный (обобщение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Теоретическая часть:
• Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т. п.
• Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы 1 год работы
над темой
2 Практическая часть :
• Составление конспектов занятий, деятельности и т. д., их апробация.
• Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности 2 год работы
3 • Проведение открытых мероприятий
• Выступление на педагогическом совете
• Участие в работе творческих групп 2 год работы
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Оформление результатов обследования детей по проблеме 2 и 3 год работы над темой
2 Оформление опыта работы :
• Систематизация теоретической части
• Систематизация практической материала
• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)
5 этап. Презентационный (распространение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» :
• Рассказ;
• Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей В ходе дальнейшей педагогической деятельности 3 год работы
2 Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»
3 Подготовка материала к публикации в печатных изданиях
4 Участие в педагогических конкурсах
3. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая идея опыта состоит в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.
Опыт работы предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, инспекторами пожарной безопасности в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков основ безопасности жизнедеятельности.
4. Теоретическая база опыта.
Проблематикой развития безопасности жизнедятельности в свое время занимались такие ученые как 1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
2. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице.
3. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения.
4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.
5. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности.
5. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Методы:
Теоретические: Анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: Включенное наблюдение;
Опросник; Тесты;
6. Анализ результативности.
По результатам контрольной диагностики основ безопасности жизнедеятельности получены позитивные изменения.
Таким образом,гипотеза о том,что занятия способствуют развитию и повышению уровня безопасности жизнедеятельности дошкольников подтвердилась.
Положительная динамика изменений в развитии безопасности жизнедеятельности дошкольников, полученная нами с помощью, контрольной диагностики, позволяет сделать вывод о необходимости и возможности осуществления целенаправленной развивающей работы с детьми.
7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В работе над данной темой на начальных этапах я испытывала трудности с наглядным материалом (недостаточное финансирование, которые решились с открытием комнаты «Безопасности» в детском саду.
Планирование работы на 2023- 2025г. в рамках подготовительного и организационного этапа.
Содержание деятельности Сроки Форма предоставления результатов
1 этап. Подготовительный (выявление)
1. Определение темы, обоснование ее актуальности.
2. Постановка целей и задач.
3. Изучение научной и учебно-методической литературы : Сентябрь
Октябрь
Конспектирование.
2 этап — Аналитический (изучение)
1. Определение значимости роли взрослых в развитии основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
2. Диагностика детей.
3. Публикация сиатьи.
4. Публикация статьи.
5. Беседа с детьм «Дорога не место для игр», «Опасные прохожие».
6. Беседа с детьми «Мой дом», «Я знаю,что можно,а что нельзя», «Безопасность в нашей группе», «Спички не тронь в спичках огонь», «Правило поведения во время игр забав», «Лекарства и бытовая химия».
7. Чтение.
8. Подготовить картотеку игр на формирование знаний по ОБЖ
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Подготовка папки-передвижки для родителей «Твой помощники на дороге».
Консультации для родителей
«Безопасность на дорогах», «Правила пожарной безопасности»
Консультация для воспитателей «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре»
Метод наблюдения.
«По обучению детей правилами дорожного движения»
Выставка рисунков «Правило поведения во время игр забав».
С Михалков «Дядя Стёпа».
Картотека игр и упражнений.
3 этап - Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2023-2025 учебный год
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.
Анализ и самоанализ проделанной работы. Январь –май
2024
Показ картотеки игр и упражнений.
Практическая часть :
• Составление конспектов занятий, деятельности и т. д., их апробация.
• Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности Сентябрь-май 2024 Изготовление дидактических игр.
Составление конспектов занятий.
• Выступление на педагогическом совете
• Участие в работе творческих групп Выступление на конференции.
4 этап. Завершающий (внедрение)
Оформление результатов обследования детей по проблеме Май Мониторинг
Оформление опыта работы :
• Систематизация теоретической части
• Систематизация практической материала
• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) Январь-май 2024 Оформление документации
5 этап. Презентационный (распространение)
Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» :
• Рассказ;
• Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей
Январь-май 2025 Выступление на конференции
Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт» Картотека игр и упражнений
Подготовка материала к публикации в печатных изданиях Публикация в печатном издании
Участие в педагогических конкурсах Международный педагогический конкурс «Педагогика 21 века: опыт, достижения, методика»