Ковальчук Людмила
План самообразования на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Публикация «План самообразования на учебный год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2022-2023 год
Месяц Вид работы Цель Работа с родителями
сентябрь -октябрь Изучение научно-методической литературы. Пополнение предметно-развивающей среды в кабинете дефектолога, для сенсорного развития детей. Создание условий для сенсорного развития детей. Консультация: «Значение сенсорного воспитания»
ноябрь Составление картотеки игр для коррекции сенсорного развития у воспитанников с ЗПР. Д/и «Угадай на ощупь». Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды, расширить специальные занятия по сенсорному воспитанию. Консультация: «Игры и упражнение, направленные на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
декабрь Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Изготовление картотеки и отрибутов для работы за песочным столом. Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.
Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей. Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки»,
«Из чего сделано?» Привлечь родителей к изготовлению Д/и «Досочки для межполушарного развития»
январь - февраль Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения на закрепление понятия форма. Изготовление Д/и «Похожи по ….».
Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным, геометрические вкладыши. Анкета для родителей: «Сенсорное воспитание в группе»
март Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величина. Изготовление Д/и «Белоснежка и семь гномов», Д/и «Самый маленький, самый большой». Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.
Д/и «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, «Самая короткая», «Разноцветные кружки», «В какую коробку. Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного возроста»
апрель Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения на закрепление знания цвета. Изготовление Д/и «Разноцветные застёжки». Закрепить умение сравнивать, классифицировать, подбирать, предметы по цвету. Д. /и «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет предмета. Привлечь родителей к изготовлению Д/и «Разноцветные застёжки»
май Проведение индивидуальных занятий. Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Консультация: «Как полезны игры с песком»
Литература по теме:
1) Венгер Л. А. ,Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада. -М. «Просвещение», 1998-144с.
2) Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М. «Просвещение», 1973.
3) Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. И. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.
4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»
5) Кудрявцева Е. А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста