Светлана Гоголева
План самообразования педагога «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования педагога
Гоголевой Светланы Александровны
на 2021-2022 учебный год
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения
художественной литературы»
Цель: Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Обоснование выбранной темы.
Публикация «План самообразования педагога „Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Задачи:
• Форма самообразования : индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
• Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
• Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
• Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
• Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
• Составить картотеку игр-драматизаций, художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
• Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования :
• Подбор и изучение методической литературы : сентябрь – октябрь
• Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования : в течение года
• Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
• Представление опыта работы по теме: май 2022г.
Ожидаемые результаты
• повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
• повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
• воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
План изучения темы.
Сентябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа Е. Кошевой "Два огородника" (беседа по прочитанному)
2. Дидактическая игра: «Угадай сказку».
3. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
4. Пополнение книжного уголка художественной литературой.
Октябрь.
1. Консультации для родителей: «Сказка для ребёнка»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.
3. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».
4. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки : «Три медведя».
2. День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю».
Декабрь.
1. Консультации для родителей «Что читать детям»
2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
3. Чтение "Синие листья" В. Осеевой (беседа по прочитанному)
Январь.
1. Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Февраль.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
2. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»
Март.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
2. Выставка «Портрет моей мамочки»
3. Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку».
4. Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"
Апрель.
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок
3. Беседа на тему: "Доброжелательность"
4. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
5. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.