Новикова Евгения Михайловна
План самообразования на тему «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 32»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
План по самообразованию воспитателя :
Новиковой Евгении Михайловны.
Старшей группы № 6 на 2020-2021 год.
на тему : «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
Квалификационная категория: 1 категории
2020-2021г.
Цель:
Публикация «План самообразования на тему „Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе“» размещена в разделах
- Дружба, друзья. Планирование
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками;
Задачи;
Повышать популярность у отдельных детей среди сверстников.
Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
Вызывать у детей радость от совместно проведенных мероприятий.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Актуальность темы.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать общество с высокими культурными взаимоотношений между людьми, которые будут определятся социальной справедливостью Совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимостью нравственной воспитанностью каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям, к соблюдением установленных в обществе моральных требований. Надо что бы сама личность стремилась быть нравственной, что бы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения. Большое значение приобретает изучение ребенка в его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст особо ответственный период в воспитании. Актуальность данной проблемы дружеских взаимоотношений определяется той ролью, которую имеет дружба. В развитии личностных качеств ребенка, в становлении его общения со сверстниками, в развитии ребенка с его чувствами и желаниями, потребностями, которые реализуются в детском обществе, Ведь именно в детском обществе ребенок получает первые представления о коллективе, приобретает навыки поведения в нем. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью примерять на практике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к другим. Что бы понять других людей необходимо иметь хорошее развитое мышление и эмоционально - волевые процессы. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умение вести себя в обществе как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.
Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию дружного коллектива в целом.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Лялина Н. А Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками. /Санкт-Петербург /2010.
2. Л. М. Щепинина., Защиринская О. В. ,Азбука общения. /Детсво пресс/ 2007.
3. М. И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка. /Москва /1997.
4. Т. А. Макарова., В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста». Изд. /Просвящение/./ Москва/.1968.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.
6. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 2014.
7. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс.. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010.
7. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ,Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду. /Мозайка Синтез/ 2009
Работа с детьми Сентябрь Чтение зарубежной литературы и ознакомление с писателем: Шарль. П., Андерсен., «Ослиная шкура»., «Свинопас».Обсуждение рассказов.
Показ кукольного театра : «Заюшкина избушка».
Этические беседы: «Береги книгу».
Октябрь Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости».
Разучивание новых пальчиковых игр на тему Дружба : «У Оленя дом большой», «Жили были гномики», «Апельсин»,
Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».
Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав».
Просмотр мультфильма
«Умка». Игра «Вежливые слова»
Ноябрь Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки».
Просмотр м/ф «Последний лепесток».
Чтение стихотворения В. В Маяковский «Что такое хорошо,что такое плохо».
Повторение выученных пальчиковых игр (в течении года).
Чтение и обсуждение стихотворения «Федорино горе».
Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга.
Опрос детей: «Что же такое дружба». Игровая ситуация :
«Какими качествами должен обладать твой друг»
Декабрь Этические беседы о дружбе : «С чего начинается Дружба?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Хороший ли ты друг?»,
«Жадина».
Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».
Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Подружки».
Просмотр м/ф Сутеева «Мешок яблок».
Январь Этические беседы о взаимопомощи : «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь».
Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы».
Просмотр м/ф «Просто так».
Февраль Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист».
Чтение произведений Л. Н. Толстого «Лев и собачка»., «Карасик». Обсуждение.
Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.
Март Этические беседы о доброжелательности:
«Добрые дела», «Хорошие товарищи».
Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».
Чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»
Просмотр м/ф «Кот Леопольд».
Апрель Этические беседы на тему «Правда -неправда» : «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Просмотр м/ф «Голубой щенок». Игра» Дружба начинается с улыбки»
Май Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом».
Чтение стихотворения Е. Серовой «Нехорошая история»
Разучивание песни на тему дружба «Настоящий друг».
Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка».
Конкурс: «Правила дружбы надо знать и четко их соблюдать!».
Разучивание стихотворения
Юрий Энтин «Дружит с солнцем ветерок».,
Агния Борто «Двояшки».,
Елена Благинина «Пришла ко мне подружка».
Рисование на шариках лица друга.
Работа с семьёй Октябрь Консультации для родителей «Детская дружба».
Декабрь Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок».
Апрель Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?».
Самореализация
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (с презентацией). Выступление на педсовете
Литература:
1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2.
2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3.
3. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.
5. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010.
6. Шалаева Г. П., Сазонова О. Г., Журавлева О. М., Правила поведения для воспитанных детей.