Надежда Орлова
План работы учителя-логопеда с родителями или законными представителями
▼ Скачать +Заказ
Цель работы учителя-логопеда с родителями : привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Задачи, решаемые в результате работы учителя-логопеда и родителей :
- оказание квалифицированной поддержки родителям;
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- вовлечение родителей в речевую работу с ребёнком;
- организация правильного отношения к речи детей в домашней обстановке;
Публикация «План работы учителя-логопеда с родителями или законными представителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- создание комфортной семейной среды для речевого развития ребёнка;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей).
- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.
Совместная работа учителя –логопеда, педагогов группы с родителями определяет общий успех коррекционного обучения.
Формами организации работы учителя-логопеда с родителями являются :
1. Информационно-аналитические:
- анкетирование;
- опрос;
2. Наглядно-информационные:
- информационные стенды;
- размещение информации на сайте ДОУ
3. Познавательные:
- родительские собрания
- тематические консультации, мастер -классы для родителей;
- индивидуальные консультации для родителей.
4. Практико-ориентированные:
- открытые занятия для родителей группы;
- круглые столы;
5. Досуговые:
- праздники;
- акции;
- участие родителей в конкурсах, выставках.
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь
1. Родительское собрание №1
Проведение родительского собрания на тему «ОНР у детей 5-6 лет: основные направления коррекционной работы. Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
2. Проведение индивидуальных бесед с родителями
(форма проведения вопрос – ответ).
3. Проведение анкетирования для получения дополнительной информации о росте, особенностях доречевого развития и развитии речевой сферы ребенка от родителей (законных представителей) для формирования более полной картины по основным направлениям коррекционной работы. (Анкета) Индивидуальные беседы с родителями по результатам обследования состояния общего и речевого развития детей.
Экран звукопроизношения (дневник –памятка для родителей)
1. Тематическая консультация по работе с материалами домашнего задания, по выполнению практической и теоретической части (видео консультация в чате «Мой логопед»)
2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Осень. Признаки осени».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [А]. Буква А».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях (на стенде + каждому индивидуально).
5. Размещение на стенде рекомендаций по обучению грамоте детей в домашних условиях.
Октябрь
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Привлечение семей и детей к участию в региональном конкурсе «Осень разноцветная», Номинация Декоративно – прикладное творчество «Осеннее великолепие» (коллаж)
2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Деревья осенью».
3. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [У]. Буква У».
1. Индивидуальные беседы. Ознакомление родителей с индивидуальным планом-программой коррекционной работы.
2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах».
3. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [А], [У]. Буквы А, У».
1. Индивидуальные беседы. Ознакомление родителей с индивидуальным планом-программой коррекционной работы.
2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Фрукты. Труд взрослых в садах».
3. Размещение на стенде консультации «Обучаем грамоте дошколят».
4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [О]. Буква О».
5. Размещение на стенде совета «Правила проведения занятий по рекомендациям учителя-логопеда в домашних условиях». 1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса (чат группы. видеоуроки) «Выполнение основного комплекса артикуляционной гимнастики».
2. Конкурс внутри ДОУ, среди детей старшей группы с ТНР «Лучшая буква в цвете осени золотой!» (из пластилина и природного материала).
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Лес. Грибы. Лесные ягоды».
4. Стендовые консультации «Дыхание и речь», «Развитие дыхания».
4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [И]. Буква И».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Ноябрь
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа слов.
2. Совместное участие учителей –логопедов и музыкального руководителя в городском конкурсе ДК Им. Крупской (в том числе для детей с ОВЗ)
3. Стендовая консультация «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей с ОНР».
4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [А], [У], [О], [И]. Буквы А,У,О,И».
5. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Осенняя одежда, обувь, головные уборы, материалы, из которых они сделаны».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
1. Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики; ознакомление с комплексами артикуляционных и дыхательных упражнений для различных групп звуков (видео уроки).
2. Стендовая консультация «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей с ОНР».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т.
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Осенняя одежда, обувь, головные уборы, материалы, из которых они сделаны».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
1. Знакомство с мультимедийным пространством площадки на ВК «Развиваемся, играя» (Чат группы).
2. Консультация «Введение в ортодонтию. Что нужно знать о прикусе».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме: «Звуки [А], [У], [О] [И], [Т], буквы А,У,О,И,Т. (повторение пройденного)».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Игрушки».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. 1. Индивидуальные семинары - практикумы для родителей по выполнению с детьми игр и упражнений на автоматизацию изолированного звука и автоматизацию в слогах.
2. Стендовая консультация «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей с ОНР».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [П], [П’]. Буква П».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Посуда».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Декабрь
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Индивидуальные беседы о необходимости закрепления правильных речевых навыков в домашних условиях.
2. Стендовая консультация «Печатаем буквы».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [П], [Т] и буквы П, Т».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Зима». Зимующие птицы».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Акция: «Моя настольная игра по развитию речи» (дети совместно с семьями изготавливают и приносят. Рассказывают правила, играют совместно с ребятами, педагогами группы, учителем –логопедом)
Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Домашние животные зимой».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Индивидуальные практикумы для родителей по развитию и совершенствованию межполушарных связей (нейроигры).
Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Домашние животные».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
1. Размещение на стенде совета «Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [М], [М’]. Буква М».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Дикие животные зимой».
1. Круглый стол для родителей «Виды работ при коррекции речевых нарушений».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [М], [М’], [Н], [Н’]. Буквы М, Н».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Новогодний праздник».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Январь
II неделя III неделя IV неделя
2. Индивидуальные беседы, встречи со специалистами ДОУ, по итогам коррекционного обучения за I период. Знакомство с планом индивидуальной коррекционной работы на II период обучения.
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [К], [К’]. Буква К».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Грузовой и пассажирский транспорт» (Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия.)
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Акция: «Моя настольная игра по развитию речи» (дети совместно с семьями изготавливают и приносят. Рассказывают правила, играют совместно с ребятами, педагогами группы, учителем –логопедом)
1. Стендовая консультация «Слоговая структура слова».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «[Н], [М] [П], [Т], [К], буквы Н,М,П,Т,К».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Профессии на транспорте» (Трудовые действия.)
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
1. Индивидуальные практикумы по автоматизации поставленных звуков.
2. Стендовая консультация «Синдром нарушения внимания и гиперактивности детей».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мебель».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Февраль
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса «Пересказ текста по опорным картинкам». (в том числе в виде он - лайн конференции или виде урока)
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме: «Звук [Д], [Д’], буква Д».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Детский сад. Профессии».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Акция: «Моя настольная игра по развитию речи» (дети совместно с семьями изготавливают и приносят. Рассказывают правила, играют совместно с ребятами, педагогами группы, учителем –логопедом)
. Консультация «О профилактике нарушений письма и чтения».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Д], [Т], буквы Д, Т».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Ателье. Профессии».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. 1. Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
2. Размещение папки -передвижки «Что может сказка?»
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Г],[Г’] Буква Г».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Наша Армия».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. 1. Родительское собрание №2
в познавательно-игровой форме «Как, почему, зачем?.
Логопедическая работа в1,2 периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда. Освещение темы конкурсного движения и проектной деятельности в ДОУ».
2. Индивидуальные практикумы по развитию внимания, памяти, мышления у детей.
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Г], [К], буквы Г, К».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Семья. Семейные традиции».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Март
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса (в том числе дистанционно) «Развитие высших психических функций в игре».
2. Привлечение к участию семей обучающихся в районном литературном ежегодном конкурсе для детей с ОВЗ «Мой взгляд на ми» МБУ ДО «Дом творчества «Вектор».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Ф], [Ф’] Буква Ф».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мамин праздник. Ранняя весна».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
1. Стендовая консультация «Игры для развития мышления у детей».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [В], [В’]. Буква В».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Весна. Приметы весны»
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. 1. Индивидуальные беседы с родителями о текущих успехах или проблемах коррекционного обучения детей за II период. Знакомство с планом индивидуальной коррекционной работы на III период обучения.
2. Размещение на стенде совета «Рука развивает мозг».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Ф,В]. Буквы Ф, В».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Комнатные растения».
5. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
Размещение на стенде совета «Особенности развития речи мальчиков и девочек».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Х], [Х’], Буква Х».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Пресноводные и аквариумные рыбы». Животный мир морей и океанов»
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Апрель
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса «Игры с буквами».
Консультация «Непокорные звуки. Автоматизируем грамотно».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме: «Звук [Ы]. Буква Ы».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Весенние работы на селе зимой» (Трудовые действия.)
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
5. Экран звукопроизношения. 1. Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме: «Звуки [С], [С’]. Буква С».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Космос».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости и приемах формирования у детей положительной мотивации к ученому процессу.
1. Размещение на стенде совета «Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?»
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме: «Звуки [З], [З’]. Буква З».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Откуда хлеб пришел».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
5. Анкетирование «Результаты совместной работы учителя-логопеда и родителей». Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
1. Папка-передвижка «Игры с буквами».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Ш]. Буква Ш».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Почта».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.
Май
I неделя II неделя III неделя IV неделя
1. Собрание №3
«Результаты логопедической работы за 2023 - 2024 учебный год».
Индивидуальные рекомендации по исправлению неправильного стереотипа говорения.
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Ж]. Буква Ж».
3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по темам: «9 мая – День Победы!».«Поздняя весна. Растения».
4. Методические рекомендации для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях. Участие в инновационном долгосрочном проекте ДОУ для детей с ТНР «Я подарю тебе словечко»
(Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно).
1. Размещение на стенде совета «Скороговорка для красивой речи».
2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Э]. Буква Э».
3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по темам: «Повторение букв русского алфавита. Чтение и звуковой анализ слов».
4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Правила дорожного движения»
5. Беседы - рекомендации для родителей по составлению рассказов и историй по дороге домой или в детский сад на тему «Безопасное детство в дорожно – транспортной среде» 1. Индивидуальные беседы с родителями об итогах коррекционной работы и перспективах на предстоящий год обучения.
2. Видео консультация (обращение) в чате «Мой логопед». Методические рекомендации на летний период по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Повторение звуков, букв русского алфавита. Чтение слогов, слов и звуковой анализ слов».
3. Стендовая консультация (консультация на сайте ДОУ втом числе) «Развиваемся играя», «Рекомендации по речевому развитию для родителей (законных представителе» на летний период».
4. Методические рекомендации для родителей в домашних тетрадях детей (задания на повторение пройденного)