Лилия Гизетдинова
План работы театрального кружка «Улыбка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение…3
II. Учебно-тематическое планирование…. 7
III. Содержание…. 9
IV. Ожидаемые результаты….15
V. Механизмы оценки получаемых результатов….16
VI. Список литературы…. 18
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Публикация «План работы театрального кружка „Улыбка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку:
формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Сказанное выше и определило подход к составлению плана театрализованного кружка «Улыбка».
Актуальность
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы : воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Цель и задачи
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
1. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.). Помогать в создании выразительных средств;
2. Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности;
3. Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру);
4. Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия;
5. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки);
6. Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров : пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
Основные принципы:
1. Принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой.);
2. Принцип сотворчества взрослых и детей.
3. Принцип связи игры и искусства с жизнью.
Основные методы:
1. Метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи, через воплощение в художественный образ.
2. Метод активного восприятия, позволяющий накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
Режим занятий
Данный вариант программы рассчитан на детей 6-7 лет. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских противопоказаний. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Всего в год 36 часов. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. Длительность занятий в подготовительной группе – не более 30 мин.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему;
- создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность ( используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры – импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);
- изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (фото 1, скрин)
СОДЕРЖАНИЕ
Перспективный тематический план на учебный год фото 2, 3, 4)
ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети должны уметь:
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
Дети должны знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, конусной игрушки.
Дети должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
- азбуке театра.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель диагностики:
Выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия, уровня эмоциональности и выразительности.
Метод диагностики:
Наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.
Мониторинг по театральной деятельности по методике Комаровой Т. С. Возраст детей 6-7 лет.
Диагностика театральной деятельности по методике, Комаровой Т. С, делает акцент не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Основы театральной культуры :
• Высокий уровень 3 балла (проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности)
• Средний уровень 2 балла (интересуется театральной деятельностью)
• Низкий уровень 1 балл (не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре).
2. Речевая культура:
• Высокий уровень 3 балла (Умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности)
• Средний уровень 2 балла (В пересказе использует средства языковой выразительности эпитеты, сравнения, образные выражения)
• Низкий уровень 1 балл (Пересказывает произведение с помощью педагога)
3. Эмоционально образное развитие
• Высокий уровень 3 балла (Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев)
• Средний уровень 2 балла (Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение.)
• Низкий уровень 1 балл (Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами жеста и движения)
4. Музыкальное развитие
• Высокий уровень 3 балла (Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы)
• Средний уровень 2 балла (Передаёт в свободных пластических движениях характер музыки)
• Низкий уровень 1 балл (Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки)
5. Основы коллективной творческой деятельности
• Высокий уровень 3 балла (Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем)
• Средний уровень 2 балла (Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности)
• Низкий уровень 1 балл (Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова Т. А. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991 – 127с.
4. Власенко О. П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
5. Григорьева Т. С. Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
6. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. – 127с.
7. 3. Буренина А. И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Кукольный театр – дошкольникам : Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. -3-е издание, переработано- М. : Просвещение, 1982.-191 с.
9. Ковалец «Азбука Эмоций»., 2004.-134 с.
10. Князева О. Л. – Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2003.
11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002. — 208 с.
12. «Кукляндия» А. И. Буренина 2004. Издательство ЛОИРО Санкт-Петербург.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001.
14. Мирясова В. И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
15. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
17. Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
18. Русские народные детские песни и сказки с напевами/ Запись, составление и нотация Г. М. Науменко. - М. : ЗАО Издательство Центр полиграф, 2001 – 414 с. : ноты
19. Сорокина Н. Д. Программа "Театр - Творчество - Дети" : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
20. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. - М. : «АРКТИ», 2001. Сборник «театральные игры, этюды, сценки, пьесы».
21. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
22. «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.