Елена Завалишина
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 2 комбинированного вида
ПЛАН
РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»
воспитателя
Завалишиной Елены Викторовны
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка.
Актуальность темы
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю
Следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания.
Мы, взрослые, должны развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.
Цели и задачи
Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста путем формирования базовой культуры поведения и нравственных ценностей
Задачи.
• 1. Изучить литературу по теме самообразования.
• 2. Разработать плана работы на год.
• 3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.
• 4. Разработать проект «В гостях у сказки».
• 5. Подобрать консультации для родителей по данной тематике.
• 6. Разработать цикл конспектов занятий, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.
• 7. Подобрать детские художественные произведения.
Планируемые результаты
• ребенок умеет разбираться в системе нравственных понятий, имеет представление о ближайшем социальном окружении;
• знаком с музыкальным фольклором в рамках программы; умеет слушать и петь некоторые русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять простые движения русских народных танцев;
• декламирует русские народные песенки, потешки, сказки;
• знает русские народные игры, считалки;
• знаком с некоторыми традициями, обрядами праздников;
• отрицательно относится к грубости, жадности, умеет играть не ссорясь, помогает другим ребятам;
• внимательно относится к родителям, близким людям; уважает труд взрослых;
• накопил, пусть небольшой, опыт доброжелательных взаимоотношений.
1. Изучение методической литературы по теме самообразования.
• Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие
• Дыбина О. В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением. младшая группа»
• Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений
• Александрова О. В. Уроки вежливости для малышей. - М. : Эксмо-Пресс, 2010.
• Детская литература, 1994
• Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982
2. Работа с детьми.
Сроки реализации РАЗДЕЛ Форма, название мероприятия ЦЕЛИ
Сентябрь «Мой любимый детский сад»
1. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
2. Рассмотривание иллюстраций на тему «Детский сад»
3. Беседа «Кого мы называем добрым и честным?».
4. Чтение песенок, потешек о детях
• Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
• Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.
• Воспитывать в детях желание быть добрым и честным
• Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).
Октябрь «Я и моё имя»
1. Беседа «Для чего человеку имя?»
2. Игра «Назови ласково».
3. «Полное» и «неполное» имя.
4. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».
5. Сказка «Колобок»
(театрализация)
• Развивать представление детей об имени, что означает имя каждого.
• Помочь осознать свою индивидуальность
• Учить выражать свои чувства словами
• Побуждать детей ласково называть членов своей семьи.
• Дать представление о том, что непослушание может стать источником большой беды.
Ноябрь «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах своей семьи.
2. Выставка семейных фотографий.
3. Заучивание потешек, о семье.
4. Проблемная ситуация - «Бабушка болеет»
• Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семьи», функциями семьи.
• Продолжать знакомить с народным фольклором.
• Учить заботиться о близких.
Декабрь «Мой дом, моя крепость»
1. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»
2. Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
3. Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта
4. Беседа «Новый год. Что это?»
•Воспитывать умение отличать хорошие поступки от плохих, формировать отрицательное отношение к грубости, злу, жадности.
• Дать представление о семейных обязанностях.
Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
•Разъяснить понятие «горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.
•Поддерживать интерес и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать.
Январь «Мои друзья. Этика взаимоотношений»
1. Беседа «С кем я дружу», игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».
2. Разыгрывание ситуации «Ссора. Как помириться?».
3. Просмотр мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
4 . Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно»
•Развивать представление о том, что такое дружба.
•Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
•Учить различать эмоции, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.
Февраль «Наши защитники»
1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
3. Изготовление подарков для пап.
4. Пение песен, заучивание стихов об армии.
•Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
•Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
•Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.
Март «Моя мама»
1. Беседа с детьми о своих мамах.
2. Изготовление подарков для мам.
3. Игра – посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
4. Пение песен, чтение стихов о маме.
•Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.
• Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
•Воспитывать уважение к женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
Апрель «Наша Родина – Россия»
1. Рассматривание фотоальбома «Мое село»
2. Рассматривание иллюстраций, кукол в русских национальных костюмах
3. Беседа «Дорого яичко к пасхальному дню», раскраска «яиц» к празднику.
4. Сказка «Курочка Ряба на новый лад»
•Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
•Воспитывать любовь, уважение к своей улице, своему селу.
•Закрепить знание детей о природе России, о русском национальном костюме.
•Знакомить с русскими православными праздниками
•Прививать любовь к Родине.
Май «Моя страна»
1. Беседа о семье, о доме, о родном селе, о Родине.
2. Экскурсия к памятнику погибшим воинам.
3. Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон
4. Заучивание стихотворения и песни о Родине
5. Сказка «Маша и медведь»
•Знакомить с понятиями «страна», «Родина»
• Формировать представление о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина»
•Дать представление об обширности родной страны, о
ее многообразности природных зон.
•Прививать интерес к русской народной сказке, учиться оценивать поступки героев, желание сопереживать им.
3. Работа с родителями
Сентябрь
Оформление стенда «Права ребенка»
Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей;
Октябрь
Сказка «Колобок»
Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации
Консультация
«Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.
Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка.
Ноябрь
Праздник «Мамин праздник»
Выставка семейных фотографий "Мама - солнышко мое".Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме.
Декабрь
Консультация
«Роль отца в воспитании детей» Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка. Выставка семейных фотографий "Вместе с папой"
Январь
Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства»
Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране. Выставка семейных фотографий.
Февраль
Досуг «Масленица»
Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.
Март Досуг «Миссис Бабушка».
Совместное чаепитие.
Выставка «Бабушкины руки»
Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами.
Апрель
Сказка
«Курочка Ряба на новый лад». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации.
Памятка «Как приучить ребенка к труду» Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.
Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности. Фотоколлаж. "Каждый при деле"
Май
Консультация
«Влияние сказки на развитие детей»
Выставка «Моя любимая сказка» Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки.
Самоанализ:
1. Итоговый анализ результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (обобщение по теме).
2. Проект. Нравственно-патриотическое воспитание в младшей группе детского сада