Ольга Полежаева
План работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
Публикация «План работы „Развитие познавательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Предполагаемый результат:
Дети: дети ознакомлены в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развит у детей интерес к экспериментированию, сформировано у детей чувство ответственности в практической деятельности.
Родители: активно вовлечены в процесс проектной деятельности, установлен более тесный контакт с семьей в работе над данной темой.
Педагоги: определены основные направления по работе с детьми по теме самообразования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». Обобщен опыт по исследуемой теме выступлением на педсовете.
Тематический план
Сентябрь
Изучение психолого-педагогической литературы:
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование»
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». 2013г.
7. Н. В. Кузьминова «Экспериментируя- мы познаем» Самара 2010г
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Октябрь
Внедрение в работу подготовленного материала
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
1. Ознакомится со свойствами песка- сыпучесть.
2. Показать, что свойства песка сыпаться позволяет ему двигаться.
3. Ознакомить со свойствами мокрого песка
Ноябрь
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Ознакомить с прозрачностью воды как свойством.
Выяснить, что у воды нет вкуса. Выявить, что у воды нет запаха.
Показать детям агрегатное состояние воды.
Опыты с водой.
Декабрь
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
Фотовыставка «Юные исследователи».
Январь
Продолжать расширять знания детей о свойстве воды, снега. Побуждать формировать, имеющиеся у них представления, догадки, гипотезы.
Дать детям представление о том, как образуется снежинка. Познакомить детей с составом, с цветом снега, с разнообразием форм снежинок.
Создать условия для расширений представлений детей о свойствах льда- тает в тепле.
Февраль
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Учить обнаруживать воздух.
Показать, что воздух обладает силой.
Показать, что воздух есть в некоторых предметах.
Март
Показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше, для горения нуден кислород.
Показать, что при горении выделяются вредные вещества.
Ознакомить с образованием цветов спектра.
Опыты по изучению свойств огня.
Апрель
Ознакомить детей с таким понятием как «центр тяжести», ознакомить детей с составом яйца.
Рассказать детям, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, поэтому в кожуре он не тонет в воде, а отчищенный тонет.
Май
Эксперименты с семьёй. Использование интернет ресурсов.
Фотоотчет.
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.
Презентация картотеки опытов- экспериментов для старшего дошкольного возраста.
Работа с семьёй
В течение года
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» : оборудовать уголок полочками, собрать материал для экспериментирования.
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».