Елена Ивановна Клёсова
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края»
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологических знаний и положительного отношения к природе.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оренбургская область
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: - расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края; - формировать бережное отношение к растениям и животным родного края; - развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края. - продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. - внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. - привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, потому что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т. е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края. Поэтому, тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края», является актуальной.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и дети захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.
Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:
• Пальчиковая гимнастика;
• Пальчиковая игра;
• Собирание природного материала;
• Беседа;
• Рассматривание картин;
• Чтение произведений;
• Загадывание загадок;
• Экспериментальная деятельность;
• Целевые прогулки;
• Дидактические игры.
Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:
• Родительские собрания;
• Практические рекомендации;
• Анкетирование;
• Тематические консультации, папки-передвижки;
• Выпуск памяток ;
• Проведение конкурсов;
• Проекты.
Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:
• Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада
• Выступление с докладом на педагогическом совете.
Ожидаемый результат:
• Расширение знаний о растительном и животном мире Оренбургского края;
• Позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным, в стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям /кормление, бережное отношение и т. д. /
• Осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через ознакомление с родным краем
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой Оренбургского края» и намечен план мероприятий по работе с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Сентябрь
Мой любимый г. Оренбург.
Задачи: Воспитывать любовь к родному краю.
Помочь детям понять и ощутить свою принадлежность «малой Родине». -Рассматривание альбома «Мой Оренбург» - Беседа «Моя малая Родина -Оренбург»
- Чтение стихов о родном городе.
- Конструирование «Наш родной город»
- С/р игра «Путешествие по г. Оренбург»
Октябрь
Государственные символы родного края
Задачи:Познакомить с гербом, флагом, города, в котором они живут. Учить находить изображение флага и герба Оренбурга среди нескольких картинок.
Воспитывать интерес к государственной символике,
- Конспект ОД «Символы г. Оренбурга»
- Рассматривание лэпбука «Моя Родина»
- Д/и «Узнай флаг Оренбурга».
- Д/и «Собери герб родного города» /из разрезных картинок/
- Шаблоны флага Оренбурга /карандаши для раскрашивания/
Ноябрь
Достопримечательности города
Задачи:Познакомить с достопримечательностями города
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему региону
- Конкурс фотографий «Мой любимый город» для создания альбома
- Оформление альбома «Достопримечательности
нашего города»
- Презентация «Достопримечательности Оренбургской
области».
- Д/и «Какие памятники я знаю»
Декабрь
Народные промыслы- Оренбургский пуховый платок
Задачи:Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком
Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию.
- Беседа «Оренбургский пуховый платок»
- Мультимедийная презентация «Изделия из козьего пуха»
- Рассматривание иллюстраций «Образцы узоров пухового платка»
- Эксперимент «Пуховую паутинку можно пропустить через кольцо»
Январь
Птицы нашего края
Задачи: Формировать представления детей о птицах Оренбургской области.
Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое отношение к ним.
- Беседа «Зимующие и перелетные птицы Оренбургского края»
- Рассматривание альбома - Чтение В. Бианки «Чей нос лучше?», З. Александровна «Новая столовая».
- Д/и «Найди тень птицы»
- Художественное творчество: раскраски «Птицы нашего края»
Февраль
Дикие животные лесов Оренбургской области.
Задачи:Познакомить детей с животным миром Оренбургской области.
Воспитывать гуманное отношение к животным, желание помогать.
Развивать познавательный интерес.
- Беседа о жизни диких животных в лесу.
- Загадки «Дикие животные» - Д/и «Животные и их детеныши», «Четвертый лишний» - С/р игра «Зоопарк» : игровая ситуация «Кормление животных» - Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было животных»- развивать логическое мышление
- Конспект ОД «Кто живет в нашем лесу?»
- Конспект ОД Рисование «Зайчик»
Март
Растительный мир Оренбургского края
Задачи: Формировать первичные представления о растительном мире Оренбургской области.
Формировать желание получать удовольствие от общения с природой.
Воспитывать бережное, безопасное отношение к растениям в природе. - Конспект ОД «Растительный мир родного края»
- Беседа «Лекарственные растения нашего края» - Рассматривание растений нашего края через лэпбук
«Вот и к нам пришла весна»
- Рассматривание лэпбука «Хлеб всему голова»
- Д/и «С какого дерева листья, плоды»
- Д/и «Собери дерево»
- Чтение стихов о природе Оренбургской области.
Апрель
«Улицы нашего города»
Задачи:Продолжать воспитывать любовь к родному краю.
Познакомить с названием улиц, на которых живут дети, где расположен детский сад.
- Ситуативные разговор «На какой улице ты живешь»
- Пальчиковая игра «Дом»
- Д/и «Назови улицу»
- Конструирование «Дом, в котором я живу» - Рисование «Дома на нашей улице»
Май
Реки и озера Оренбургской области
Задачи: Познакомить детей с водоемами родного края.
Вызвать у детей желание охранять реки, озера и их обитателей.
Дать элементарные знания, что не во всех водоемах вода пресная и пригодна для питья.
- Конспект ОД «Расскажи мне о воде»
- Рассматривание лэпбука «Капелька»
- Беседа «Безопасность на воде»
- Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет вода?»
- Конспект ОД «Жемчужина Оренбургской области» /озеро «Развал»/
- Д/и «Кто где живет?»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь
- Консультация «Детям о природе».
- Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье». - Фотовыставка «Красота природы Оренбуржья»
Октябрь
- Выставка «Осенние фантазии» (природный материал) .
- Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи».
Ноябрь
- Консультация «Люби и знай Оренбургский край»
- Творческое задание «Поздняя осень в парке»
Декабрь
- Литературная выставка «Читайте вместе с нами»
- Консультация «Как пуховые платки берегут здоровье наших детей» Советы мамам
- Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)
Январь
- Консультация «Покормите птиц зимой» - Консультация для родителей "Наблюдаем за птицами и рассказываем"»
- Творческое задание «Какие бывают ёлочки?»
Февраль
- Родительское собрание «Воспитание этичного отношения к животным, как часть нравственного воспитания» - Участие в фото-коллаже «Наши домашние животные». - Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
- Консультация «Формирование у детей гуманного отношения к животным»
Март
- Консультация «Как рассказать детям о лекарственных растениях» - Благотворительная акция «Построим дом для птиц»/ скворечники/ - Консультация "Ядовитые растения нужно знать в лицо"
Апрель
- Домашнее задание: понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период
-Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с улицами города!» - Выставка рисунков «Весна -красна» (совместная деятельность детей и родителей) .
Май
- Фото выставка «Лучшие места отдыха с детьми нашего города и области».
- Участие в акции «Юный эколог» /посадка цветочной рассады на территории детского сада/
- Консультация «Значение воды в нашей жизни»
- Памятка «Берегите воду» - Консультация «Правила поведения дошкольника на воде»
Используемая литература.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников Москва, 2008.
2. Синягина Ю. В. Моя Родина – Оренбуржья. Методические разработки по краеведению –Челябинск 2010
3. Чибелев А. А. География и природа Оренбуржья – Оренбург, 2010
4. Лаврентьева Н. Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3.
5. Леонтьева О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1.
6. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М. : Цветной мир, 2015.
7. Николаева С. Н Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Мозаика–Синтез, 2013.
8. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду : Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
9. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию
10 Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 64 с.
11. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 192с