Приложение МААМ

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год

Елена Ивановна Клёсова
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края»

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологических знаний и положительного отношения к природе.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год» размещена в разделах

Задачи: - расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края; - формировать бережное отношение к растениям и животным родного края; - развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края. - продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. - внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. - привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, потому что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т. е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края. Поэтому, тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края», является актуальной.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и дети захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:

• Пальчиковая гимнастика;

• Пальчиковая игра;

• Собирание природного материала;

• Беседа;

• Рассматривание картин;

• Чтение произведений;

• Загадывание загадок;

• Экспериментальная деятельность;

• Целевые прогулки;

• Дидактические игры.

Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

• Родительские собрания;

• Практические рекомендации;

• Анкетирование;

• Тематические консультации, папки-передвижки;

• Выпуск памяток ;

• Проведение конкурсов;

• Проекты.

Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:

• Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада

• Выступление с докладом на педагогическом совете.

Ожидаемый результат:

• Расширение знаний о растительном и животном мире Оренбургского края;

• Позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным, в стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям /кормление, бережное отношение и т. д. /

Осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через ознакомление с родным краем

• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой Оренбургского края» и намечен план мероприятий по работе с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сентябрь

Мой любимый г. Оренбург.

Задачи: Воспитывать любовь к родному краю.

Помочь детям понять и ощутить свою принадлежность «малой Родине». -Рассматривание альбома «Мой Оренбург» - Беседа «Моя малая Родина -Оренбург»

- Чтение стихов о родном городе.

- Конструирование «Наш родной город»

- С/р игра «Путешествие по г. Оренбург»

Октябрь

Государственные символы родного края

Задачи:Познакомить с гербом, флагом, города, в котором они живут. Учить находить изображение флага и герба Оренбурга среди нескольких картинок.

Воспитывать интерес к государственной символике,

- Конспект ОД «Символы г. Оренбурга»

- Рассматривание лэпбука «Моя Родина»

- Д/и «Узнай флаг Оренбурга».

- Д/и «Собери герб родного города» /из разрезных картинок/

- Шаблоны флага Оренбурга /карандаши для раскрашивания/

Ноябрь

Достопримечательности города

Задачи:Познакомить с достопримечательностями города

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему региону

- Конкурс фотографий «Мой любимый город» для создания альбома

- Оформление альбома «Достопримечательности

нашего города»

- Презентация «Достопримечательности Оренбургской

области».

- Д/и «Какие памятники я знаю»

Декабрь

Народные промыслы- Оренбургский пуховый платок

Задачи:Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком

Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию.

- Беседа «Оренбургский пуховый платок»

- Мультимедийная презентация «Изделия из козьего пуха»

- Рассматривание иллюстраций «Образцы узоров пухового платка»

- Эксперимент «Пуховую паутинку можно пропустить через кольцо»

Январь

Птицы нашего края

Задачи: Формировать представления детей о птицах Оренбургской области.

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое отношение к ним.

- Беседа «Зимующие и перелетные птицы Оренбургского края»

- Рассматривание альбома - Чтение В. Бианки «Чей нос лучше?», З. Александровна «Новая столовая».

- Д/и «Найди тень птицы»

- Художественное творчество: раскраски «Птицы нашего края»

Февраль

Дикие животные лесов Оренбургской области.

Задачи:Познакомить детей с животным миром Оренбургской области.

Воспитывать гуманное отношение к животным, желание помогать.

Развивать познавательный интерес.

- Беседа о жизни диких животных в лесу.

- Загадки «Дикие животные» - Д/и «Животные и их детеныши», «Четвертый лишний» - С/р игра «Зоопарк» : игровая ситуация «Кормление животных» - Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было животных»- развивать логическое мышление

- Конспект ОД «Кто живет в нашем лесу?»

- Конспект ОД Рисование «Зайчик»

Март

Растительный мир Оренбургского края

Задачи: Формировать первичные представления о растительном мире Оренбургской области.

Формировать желание получать удовольствие от общения с природой.

Воспитывать бережное, безопасное отношение к растениям в природе. - Конспект ОД «Растительный мир родного края»

- Беседа «Лекарственные растения нашего края» - Рассматривание растений нашего края через лэпбук

«Вот и к нам пришла весна»

- Рассматривание лэпбука «Хлеб всему голова»

- Д/и «С какого дерева листья, плоды»

- Д/и «Собери дерево»

- Чтение стихов о природе Оренбургской области.

Апрель

«Улицы нашего города»

Задачи:Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

Познакомить с названием улиц, на которых живут дети, где расположен детский сад.

- Ситуативные разговор «На какой улице ты живешь»

- Пальчиковая игра «Дом»

- Д/и «Назови улицу»

- Конструирование «Дом, в котором я живу» - Рисование «Дома на нашей улице»

Май

Реки и озера Оренбургской области

Задачи: Познакомить детей с водоемами родного края.

Вызвать у детей желание охранять реки, озера и их обитателей.

Дать элементарные знания, что не во всех водоемах вода пресная и пригодна для питья.

- Конспект ОД «Расскажи мне о воде»

- Рассматривание лэпбука «Капелька»

- Беседа «Безопасность на воде»

- Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет вода?»

- Конспект ОД «Жемчужина Оренбургской области» /озеро «Развал»/

- Д/и «Кто где живет?»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

- Консультация «Детям о природе».

- Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье». - Фотовыставка «Красота природы Оренбуржья»

Октябрь

- Выставка «Осенние фантазии» (природный материал) .

- Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи».

Ноябрь

- Консультация «Люби и знай Оренбургский край»

- Творческое задание «Поздняя осень в парке»

Декабрь

- Литературная выставка «Читайте вместе с нами»

- Консультация «Как пуховые платки берегут здоровье наших детей» Советы мамам

- Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)

Январь

- Консультация «Покормите птиц зимой» - Консультация для родителей "Наблюдаем за птицами и рассказываем"»

- Творческое задание «Какие бывают ёлочки?»

Февраль

- Родительское собрание «Воспитание этичного отношения к животным, как часть нравственного воспитания» - Участие в фото-коллаже «Наши домашние животные». - Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»

- Консультация «Формирование у детей гуманного отношения к животным»

Март

- Консультация «Как рассказать детям о лекарственных растениях» - Благотворительная акция «Построим дом для птиц»/ скворечники/ - Консультация "Ядовитые растения нужно знать в лицо"

Апрель

- Домашнее задание: понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период

-Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с улицами города!» - Выставка рисунков «Весна -красна» (совместная деятельность детей и родителей) .

Май

- Фото выставка «Лучшие места отдыха с детьми нашего города и области».

- Участие в акции «Юный эколог» /посадка цветочной рассады на территории детского сада/

- Консультация «Значение воды в нашей жизни»

- Памятка «Берегите воду» - Консультация «Правила поведения дошкольника на воде»

Используемая литература.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников Москва, 2008.

2. Синягина Ю. В. Моя Родина – Оренбуржья. Методические разработки по краеведению –Челябинск 2010

3. Чибелев А. А. География и природа Оренбуржья – Оренбург, 2010

4. Лаврентьева Н. Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3.

5. Леонтьева О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1.

6. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М. : Цветной мир, 2015.

7. Николаева С. Н Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Мозаика–Синтез, 2013.

8. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду : Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.

9. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию

10 Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 64 с.

11. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 192с

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Экологическое воспитание дошкольников .

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год
Опубликовано: 9 октября 2024 в 19:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Клёсова (УИ 2705198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД