Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год

Елена Ивановна Клёсова
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год

План работы по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края»

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологических знаний и положительного отношения к природе.

Задачи: - расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края; - формировать бережное отношение к растениям и животным родного края; - развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края. - продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. - внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. - привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, потому что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т. е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края. Поэтому, тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края», является актуальной.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и дети захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:

• Пальчиковая гимнастика;

• Пальчиковая игра;

• Собирание природного материала;

• Беседа;

• Рассматривание картин;

• Чтение произведений;

• Загадывание загадок;

• Экспериментальная деятельность;

• Целевые прогулки;

• Дидактические игры.

Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

• Родительские собрания;

• Практические рекомендации;

• Анкетирование;

• Тематические консультации, папки-передвижки;

• Выпуск памяток ;

• Проведение конкурсов;

• Проекты.

Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:

• Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада

• Выступление с докладом на педагогическом совете.

Ожидаемый результат:

• Расширение знаний о растительном и животном мире Оренбургского края;

• Позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным, в стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям /кормление, бережное отношение и т. д. /

• Осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через ознакомление с родным краем

• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой Оренбургского края» и намечен план мероприятий по работе с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сентябрь

Мой любимый г. Оренбург.

Задачи: Воспитывать любовь к родному краю.

Помочь детям понять и ощутить свою принадлежность «малой Родине». -Рассматривание альбома «Мой Оренбург» - Беседа «Моя малая Родина -Оренбург»

- Чтение стихов о родном городе.

- Конструирование «Наш родной город»

- С/р игра «Путешествие по г. Оренбург»

Октябрь

Государственные символы родного края

Задачи:Познакомить с гербом, флагом, города, в котором они живут. Учить находить изображение флага и герба Оренбурга среди нескольких картинок.

Воспитывать интерес к государственной символике,

- Конспект ОД «Символы г. Оренбурга»

- Рассматривание лэпбука «Моя Родина»

- Д/и «Узнай флаг Оренбурга».

- Д/и «Собери герб родного города» /из разрезных картинок/

- Шаблоны флага Оренбурга /карандаши для раскрашивания/

Ноябрь

Достопримечательности города

Задачи:Познакомить с достопримечательностями города

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему региону

- Конкурс фотографий «Мой любимый город» для создания альбома

- Оформление альбома «Достопримечательности

нашего города»

- Презентация «Достопримечательности Оренбургской

области».

- Д/и «Какие памятники я знаю»

Декабрь

Народные промыслы- Оренбургский пуховый платок

Задачи:Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком

Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию.

- Беседа «Оренбургский пуховый платок»

- Мультимедийная презентация «Изделия из козьего пуха»

- Рассматривание иллюстраций «Образцы узоров пухового платка»

- Эксперимент «Пуховую паутинку можно пропустить через кольцо»

Январь

Птицы нашего края

Задачи: Формировать представления детей о птицах Оренбургской области.

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое отношение к ним.

- Беседа «Зимующие и перелетные птицы Оренбургского края»

- Рассматривание альбома - Чтение В. Бианки «Чей нос лучше?», З. Александровна «Новая столовая».

- Д/и «Найди тень птицы»

- Художественное творчество: раскраски «Птицы нашего края»

Февраль

Дикие животные лесов Оренбургской области.

Задачи:Познакомить детей с животным миром Оренбургской области.

Воспитывать гуманное отношение к животным, желание помогать.

Развивать познавательный интерес.

- Беседа о жизни диких животных в лесу.

- Загадки «Дикие животные» - Д/и «Животные и их детеныши», «Четвертый лишний» - С/р игра «Зоопарк»: игровая ситуация «Кормление животных» - Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было животных»- развивать логическое мышление

- Конспект ОД «Кто живет в нашем лесу?»

- Конспект ОД Рисование «Зайчик»

Март

Растительный мир Оренбургского края

Задачи: Формировать первичные представления о растительном мире Оренбургской области.

Формировать желание получать удовольствие от общения с природой.

Воспитывать бережное, безопасное отношение к растениям в природе. - Конспект ОД «Растительный мир родного края»

- Беседа «Лекарственные растения нашего края» - Рассматривание растений нашего края через лэпбук

«Вот и к нам пришла весна»

- Рассматривание лэпбука «Хлеб всему голова»

- Д/и «С какого дерева листья, плоды»

- Д/и «Собери дерево»

- Чтение стихов о природе Оренбургской области.

Апрель

«Улицы нашего города»

Задачи:Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

Познакомить с названием улиц, на которых живут дети, где расположен детский сад.

- Ситуативные разговор «На какой улице ты живешь»

- Пальчиковая игра «Дом»

- Д/и «Назови улицу»

- Конструирование «Дом, в котором я живу» - Рисование «Дома на нашей улице»

Май

Реки и озера Оренбургской области

Задачи: Познакомить детей с водоемами родного края.

Вызвать у детей желание охранять реки, озера и их обитателей.

Дать элементарные знания, что не во всех водоемах вода пресная и пригодна для питья.

- Конспект ОД «Расскажи мне о воде»

- Рассматривание лэпбука «Капелька»

- Беседа «Безопасность на воде»

- Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет вода?»

- Конспект ОД «Жемчужина Оренбургской области» /озеро «Развал»/

- Д/и «Кто где живет?»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

- Консультация «Детям о природе».

- Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье». - Фотовыставка «Красота природы Оренбуржья»

Октябрь

- Выставка «Осенние фантазии» (природный материал) .

- Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи».

Ноябрь

- Консультация «Люби и знай Оренбургский край»

- Творческое задание «Поздняя осень в парке»

Декабрь

- Литературная выставка «Читайте вместе с нами»

- Консультация «Как пуховые платки берегут здоровье наших детей» Советы мамам

- Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)

Январь

- Консультация «Покормите птиц зимой» - Консультация для родителей "Наблюдаем за птицами и рассказываем"»

- Творческое задание «Какие бывают ёлочки?»

Февраль

- Родительское собрание «Воспитание этичного отношения к животным, как часть нравственного воспитания» - Участие в фото-коллаже «Наши домашние животные». - Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»

- Консультация «Формирование у детей гуманного отношения к животным»

Март

- Консультация «Как рассказать детям о лекарственных растениях» - Благотворительная акция «Построим дом для птиц»/ скворечники/ - Консультация "Ядовитые растения нужно знать в лицо"

Апрель

- Домашнее задание: понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период

-Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с улицами города!» - Выставка рисунков «Весна -красна» (совместная деятельность детей и родителей) .

Май

- Фото выставка «Лучшие места отдыха с детьми нашего города и области».

- Участие в акции «Юный эколог» /посадка цветочной рассады на территории детского сада/

- Консультация «Значение воды в нашей жизни»

- Памятка «Берегите воду» - Консультация «Правила поведения дошкольника на воде»

Используемая литература.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников Москва, 2008.

2. Синягина Ю. В. Моя Родина – Оренбуржья. Методические разработки по краеведению –Челябинск 2010

3. Чибелев А. А. География и природа Оренбуржья –Оренбург, 2010

4. Лаврентьева Н. Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3.

5. Леонтьева О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1.

6. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М. : Цветной мир, 2015.

7. Николаева С. Н Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Мозаика–Синтез, 2013.

8. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.

9. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию

10 Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 64 с.

11. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 192с

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Экологическое воспитание дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год
Опубликовано: 9 октября 2024 в 19:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой Оренбургского края на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Клёсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД