Приложение МААМ

План работы по самообразованию «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

Мария Ионова
План работы по самообразованию «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т. д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.

Публикация «План работы по самообразованию „Финансовая грамотность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

Развивать коммуникативные качества детей, умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитывать интерес у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Ожидаемый результат:

Дошкольники приобретают первичные экономические знания;

Используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, (деньги, цена, товар);

План работы по самообразованию на 2022-2023 год

Месяц

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Сентябрь Подбор и изучение методической литературы.

Анкетирование родителей.

Октябрь Чтение художественной литературы: История денег. Рассказы для детей. Пётр Кошель.

«Большие беседы с маленькими людьми» (папка-передвижка)

Ноябрь 1. Чтение художественной литературы: История денег. Рассказы для детей. Пётр Кошель.

2. Беседа «Знакомство с деньгами»

(какие бывают деньги)

Декабрь Д/и «Пазлы»

(Дети собирают разрезные картинки, это может быть изображение денежной купюры или, например, банкомата, банковской карточки).

Январь Просмотр мультфильмов. С. Михалков «Как старик корову продавал». Папка – передвижка «История бумажных денег в России»

Февраль 1. Просмотр мультфильмов: «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад».

2. Д/и «Кто кем работает»

Март Беседа: «Не потопаешь, не полопаешь» (значение денег в жизни человека). Буклет.

«Разумное отношение

к деньгам дети

усваивают в первую в семье»

Апрель 1. Просмотр мультфильмов: «Азбука денег», Уроки тётушки Совы.

2. Д/и «Зайка идет в гости»

Май 1. Лепбук «Юные финансисты»

2. Развлечение, итог создание коллажа: «За чем ребенку деньги или «Мам, купи…».

Тематический план : на 2023-2024 год

Сентябрь. Изучение методической литературы

1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания

2. Изучение учебной и научно-методической литературы;

3. Изучение новых программ и педагогических технологий;

4. Составление картотеки игр по финансовой грамотности для детей 4-5 лет.

5. Разработка игровых занятий и бесед для детей по данной теме.

Октябрь. «Финансовая азбука»

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.)

2. Словесная игра «Что мне нужно?»

3. Демонстрация детям слайд - презентации «История денег»

4. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

5. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

6. Беседа с детьми «Потребности семьи». Д/и «Моя семья»

7. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)

Ноябрь. «Труд»

1. Беседа «Что такое труд?» ( Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)

2. Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Игрушка своими руками»,

3. Чтение произведений: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш.

Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка

«Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т.

Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

4. Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

5. Чтение стихов о труде.

6. Пословицы, поговорки, загадки о труде и профессиях.

7. Путешествие в Страну профессий. Д/и «Кому что нужно?»

8. Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

9. Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

10. Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Декабрь. «Всякому делу надо учиться»

1. Беседа «Зачем всему надо учиться?»

2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)

3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»

Рисование «Моя будущая профессия»

4. Беседа «Профессии моих родителей»

Январь. «Результаты труда человека. Товар»

1. Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности (первичное понимание термина «товар» «полезность товара»). С/р игра «Кафе»

3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?». С/р игра «Магазин игрушек»

(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)

4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Февраль. «Деньги. Семейный бюджет»

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)

2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

3. Д/и «Семейные расходы» (формировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения, «Покупки в магазине», «Размен», пазлы.

4. Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран».

5. Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Копилка для монет»,

«Кошелек».

6. Просмотр альбомов «Деньги».

7. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

8. Пословицы и поговорки о деньгах. Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

9. Чтение произведений: Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

10. Консультация для родителей «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Март. «Реклама».

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо - плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

7. Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама»,

«Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

8. Работа в книжном уголке : просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

6. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Май

1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

4. Игровое занятие «В гостях у сказок»

5. Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

6. Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или

принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

7. Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают

(например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

8. Собирание тематических пазлов.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме : «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить разработку новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Расширить работу по взаимодействию с родителями.

Список литературы:

Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

• Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017

• Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности.

• парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

• Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

• Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

• Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –

• Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

• Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

• Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015 С. 39–41.

• Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015 176 с.

• Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015 48 с.

• Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005 256 с.

• Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Альбом игр на липучках «Финансовая грамотность для детей 5–7 лет»Альбом игр на липучках «Финансовая грамотность для детей 5–7 лет» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 37 «Золотой петушок» комбинированного вида города Новотроицка.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 января 2024 в 15:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД