Ильичева Ирина
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию»
1. Работа начата 1.09.2017г.
2. Предполагается закончить 31.05.2018г.
3. Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
4. Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи:
-совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
5. Перспективы при продолжении работы на следующий год:
- продолжить работу по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию»;
- изучить новинки методической литературы;
- в работе с родителями включить организацию совместных праздников.
План работы на год.
Сентябрь.
Подбор и изучение литературы по теме «Развитие связной речи через обучение рассказыванию». Изучить ФГОС ДОУ, овладение теоретическими знаниями по изучаемой теме. Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка».
Октябрь.
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапия: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь. Работа по заучиванию и выразительному чтению стихов. Иван Суриков «Зима». Сергей Есенин «Берёза».
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Новый год». Конкурс чтецов. Новогодний утренник.
Январь. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Составление и написание рассказа родителями совместно с детьми дома.
Февраль. Работа с загадками.
Отгадывание загадок. Учить детей отгадывать загадки. Закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания. Составление загадок. Учить детей составлять загадки, опираясь на модель. С помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения. Развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; произвольное внимание. Воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март.
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Заюшкина избушка».
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Апрель.
Работа над интонацией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Май.
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.