Безверхая Анастасия Александровна
План работы по самообразованию на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Математические игры как средство развития представлений о форме у детей третьего года жизни».
Пояснительная записка.
1. Актуальность:
В современный период развития дошкольного образования происходит значительный пересмотр его содержания. Между тем развитие у детей дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, в том числе о форме, по-прежнему находит отражение как в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, так и в выстроенных в соответствии с ним программах дошкольного образования.
Публикация «План работы по самообразованию на учебный год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Форма является важным свойством окружающих предметов, она получает свое обобщенное отражение в геометрических фигурах. Как свидетельствуют выполненные в рамках деятельностного и культурологического подходов исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Г. А. Кислюк, А. А. Столяра, А. Г. Рузской, З. А. Михайловой и других ученых, геометрические фигуры выступают в роли сенсорных эталонов – средств осуществления перцептивных действий, освоение которых начинается в младшем дошкольном возрасте.
Возможность словесного обозначения формы предмета - тарелка круглая, слива овальная и т. д. предопределяется сформированностью у ребенка представлений – устойчивых перцептивных образов геометрических фигур, умения зрительно соотносить эти образы с контуром того или иного объекта, устанавливая их сходство или различие, а также знанием названий фигур и пониманием их эталонного статуса.
По мнению многих педагогов-исследователей благоприятные условия для формирования вышеуказанных знаний и умений создаются в рамках математических игр, развивающий потенциал которых активно изучается на протяжении нескольких десятилетий. В исследованиях 3. А. Михайловой, E. Д. Носовой, А. А. Столяра, М. Н. Поляковой, А. М. Вербенец, Р. Л. Непомнящей, А. В. Белошистой, В. Г. Гоголевой и других ученых была раскрыта сущность и специфика структурных элементов математической игры (цель, задачи, ход игры, результат, определены ее функции в сенсорном воспитании детей. Математическая игра поддерживает интерес младшего дошкольника и побуждает его повторно воспринимать внешние свойства предметов, упражняться в их различении, соотнесении и группировке, сравнении свойств предметов с сенсорными эталонами.
В играх в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами у детей накапливается опыт восприятия формы предметов и фигур, реализуется стремление детей к активной деятельности.
В процессе развития геометрических представлений, игра непосредственно включается в образовательный процесс, являясь средством формирования новых знаний. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания – Ф. Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Однако, как свидетельствуют наблюдения, проведенные в период практики, воспитатели не уделяют должного внимания формированию у детей представлений о форме посредством математических игр. В группах младшего дошкольного возраста недостаточно используются настольно-печатные игры, реализующие задачи развития представлений о форме. В центрах сенсорной деятельности, в основном, имеются материалы только для вкладывания, нанизывания предметов, парные картинки и т. д., предполагающие проведение дидактических упражнений, а не математических игр. Также воспитатели групп младшего дошкольного возраста преимущественно проводят упражнения, способствующие запоминанию детьми названий геометрических фигур, не решая задач формирования у воспитанников умений соотносить форму предметов и фигур, словесно обозначать форму предметов.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской и научно-методической литературы и практики работы с детьми младшего дошкольного возраста позволил выявить следующие противоречия:
– между глубокой исследованностью закономерностей сенсорного развития и воспитания детей и недостаточной разработанностью содержательного и методического аспекта процесса развития представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста;
– между признанием математических игр эффективным средством обучения детей дошкольного возраста и ограниченным использованием её потенциала в процессе развития представлений о форме у детей третьего года жизни.
Следовательно, проблема использования математических игр в процессе развития представлений о форме является актуальной в настоящее время. Хочется отметить, что данный подход особенно актуален, так как реализуется положение Федерального государственного образовательного стандарта о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса развития у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Математические игры как средство развития представлений о форме у детей третьего года жизни».
2. Цель: теоретическое обоснование, подбор и апробирование серии математических игр, направленных на развитие представлений о форме у детей 3-го года жизни.
3. Задачи:
Оборудовать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию представлений о форме у детей 2-3 лет.
Соблюдать последовательность в усложнении содержания математических игр по освоению формы.
Развивать умение различать, правильно называть и обследовать геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, треугольник, шар, куб; выделять и сравнивать фигуры по одному, двум свойствам.
Обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи.
4. Источники самообразования :
Интернет - ресурсы, учебно- методическая литература.
5. Срок реализации программы самообразования :
2021-2022г.
6. Представление материала:
Дидактические игры
7. Предполагаемый результат:
Математические игры будут способствовать развитию представлений о форме у детей 3-го года жизни.
8. Формы представления результатов педагогической деятельности:
- соблюдения последовательности в усложнении содержания
математических игр;
- создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей освоению формы в процессе использования математических игр;
-изготовление дидактических игр;
- обеспечения взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи:
- Консультации для родителей;
-Подбор математических игр для игры дома.
План работы по самообразованию
№ п/п Мероприятие Месяц
1 - Разработка плана по самообразованию
- Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования.
-Изучение психолого-педагогической. Сентябрь
2 Изучение учебно-методической литературы. Октябрь
3 Проведений диагностики детей на начало учебного года.
Ноябрь
4 -Пополнение развивающей предметно-пространственной среды,
-Консультации для родителей «Математические игры дома»
-Занятия с детьми с использованием игровых упражнений
Декабрь-Январь
5 -Изготовление дидактических игр
-Проведение игр с детьми Февраль-Март
6 -Проведение диагностики детей на конец учебного года. Апрель-Май
7 -Фотоотчёт о проделанной работе. Май
Используемая литература:
1. Банщикова Г. Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий // Современные дети – какие они? : материалы Всерос. науч. -практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. – Мурманск : МГГУ, 2012 – Т. 1. – С. 14-18.
2. Белошистая А. В. Знакомство с геометрическими понятиями [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 41- 51
3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 144 с.
4. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 128 с.
5. Рузская, А. Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста / А. Г. Рузская // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М. : Просвещение, 1966. – С. 247-271.
6. Сидорук, Г. Н. Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию: дис. канд. пед. наук / Г. Н. Сидорук. Москва, 2006. - 201 с.
7. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988. – 303 с.
8. Интернет-ресурсы.