Наталья Киташова
План работы по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сохранение жизни и здоровье детей.
Задачи:
- создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасности дорожного движения;
- создание у детей стереотипов безопасного поведения на улице;
- обучение основам транспортной культуры;
- совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей;
- формировать знание детей дошкольного возраста о транспортной среде села;
Публикация «План работы по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма» размещена в разделах
- развивать представление об опасных ситуациях, формировать умение предвидеть опасность на улице, по возможности избегать её, а при необходимости действовать;
- решать образовательные задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма средствами систематических мероприятий.
Перспективный план работы по разделу «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»
в младшей группе (3 – 4 года)
Месяц
Программное содержание
Совместная деятельность
Сентябрь «Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения»
Цель: знакомство детей с основными правилами уличного движения. 1. Чтение худ. произведений.
2. Рассматривание иллюстраций, книг, плакатов.
3. Предложить детям рисовать красные и зелёные круги.
4. С/р игра «Водители».
5. Тематические беседы.
Октябрь «Знакомство с улицей»
Цель: уточнение представлений детей об улице, дороге. 1. Чтение худ. произведений об улице.
2. Беседы с рассматривание иллюстраций, книг, плакатов с улицей.
3. Строительство гаражей для больших и маленьких машин. П/игра «Бегите ко мне».
Ноябрь «Виды транспорта»
Цель: знакомство с основными видами транспорта. 1. Чтение худ. произведений о транспорте. Катание на машинах кукол и других игрушек.
2. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций.
3. Выполнение тематических заданий. Складывание разрезных картинок.
Декабрь «Рассматривание грузового автомобиля»
Цель: знакомство детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль). 1. Рассматривание иллюстраций с различными грузовыми машинами.
2. Раскрашивание раскрасок с транспортом. Чтение худ. произведений.
3. Наблюдение за работой грузового автомобиля, который привозит продукты в детский сад.
4. П/игра «Воробушки и автомобиль».
Январь «Светофор»
Цель: формирование знаний о работе умного прибора – светофора. Рассказать о сигналах для машин и людей, что светофор помогает им не мешать друг другу. Учить различать сигналы светофора и подчиняться им. 1. Наблюдение за работой светофора. Чтение худ. произведений о светофоре.
2. Рассматривание иллюстраций со светофором.
3. Предложить детям нарисовать цветные кружки, соответствующие сигналам светофора.
4. Предложить из конструктора «Лего» построить светофор.
5. Д/игры «Светофор», «Найди свой цвет».
Февраль «Когда мы пассажиры»
Цель: формирование знаний о понятии «Пешеход». 1. Выполнение тематических заданий.
2. Беседы с рассматривание иллюстраций.
3. Обыгрывание игровых ситуаций «Правила поведения в транспорте».
Март «Если ты потерялся на улице»
Цель: обучение детей правильно вести себя, если они потерялись. 1. Игры на развитие внимания. Чтение худ. произведений.
2. Беседы групповые и индивидуальные с обсуждением различных ситуаций.
3. П/игра «Бегите ко мне».
Апрель «Поведение детей на улице»
Цель: формирование знаний о том, что играть на проезжей части улицы нельзя. 1. Беседы с использованием различных ситуаций по правилам поведения на улице.
2. Чтение худ. произведений по правилам поведения на улице.
3. П/игра «Воробушки и автомобиль»
Май «Мы едем, едем, едем!»
Цель: формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения дошкольников на дороге. 1. Беседы о правилах езды на велосипеде.
2. Д/игра «Дорожные знаки».
3. Сюжетно-ролевая игра «Пешеход».
4. Подвижная игра «Веселый трамвайчик».
Июнь «Работа светофора»
Цель: закрепление знания детей о сигналах светофора. Воспитание наблюдательности и дисциплинированности. 1. Чтение худ. произведений.
2. П/игра «Красный, жёлтый, зелёный».
3. Рассматривание иллюстраций с действиями пешеходов при различных сигналах светофора.
Июль Правила поведения в общественном транспорте
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в общественном транспорте 1. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
1. 2. Игра в песочнице «Построим улицу».
2. 3. Подвижная игра: «Пешеходы и автомобили».
3. 4. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов».4.
Август Как у наших у ворот очень важный знак живет
Цель: закрепление правила дорожного движения; обучение применять свои знания на практике. 1. Беседа о дорожных знаках.
2. Дидактическая игра «Светофор» (внимание).
3. Подвижная игра: «Стоп, машина!»
В течение 2022-2023 учебного года «Безопасные дороги»
Цель: пропаганда соблюдения Правил дорожного движения Размещение информации посвященной Правилам дорожного движения на информационных ресурсах, сайтах, социальных сетях, на стендах ДОУ
Перспективный план работы по разделу «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»
в средней группе (4 – 5 лет)
Месяц
Программное содержание
Совместная деятельность
Сентябрь «Знакомство с улицей»
Цель: дополнение представлений детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних
живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта, детский сад и т. д. Машины движутся по проезжей части улицы. 1. Чтение худ. произведений.
2. Предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома).
3. Строительные игры «Построй улицу», «Собери машину».
4. Беседы с рассматриванием иллюстраций.
Октябрь «Когда мы пассажиры»
Цель: закрепление понятия «Пешеход», «Пассажир» и получение представления о правильном поведении в общественном транспорте.
1. Беседы с рассматриванием ситуаций. Выполнение тематических заданий.
2. Д/игра «Кто нарушил правила».
3. Чтение худ. произведений.
4. Придумывание рассказов с различными ситуациями.
Ноябрь «Какие бывают машины»
Цель: знакомство детей с машинами специального назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Хлеб». 1. Чтение и рассматривание книг.
2. Беседы с использованием иллюстраций.
3. Рисование и раскрашивание различных машин.
4. Складывание разрезных картинок с транспортом.
5. П/игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».
Декабрь «Светофор»
Цель: закрепление знаний о работе светофора. Учить выполнять требования сигналов светофора: красный, красный и жёлтый. 1. Чтение худ. произведений.
2. Д/игра «Кто быстрее соберёт светофор».
3. Беседы с рассматриванием иллюстраций.
4. Аппликация «Светофор».
5. П/игра «Стой – иди». Пальчиковый театр «Светофор».
Январь «Гужевой транспорт»
Цель: знакомство детей с гужевым транспортом (лошади, ослы, олени, со случаями, где и когда они применяются. Объяснить, что на таком транспорте необходимо соблюдать правила дорожного движения. 1. Чтение худ. произведений.
2. Рассматривание иллюстраций с использованием гужевого транспорта.
3. Беседы о различии в уходе за гужевым транспортом и механическим.
4. Строительство гаражей для машин и загонов для гужевого транспорта.
Февраль «Пешеходный переход»
Цель: знакомство детей с видами пешеходных переходов. Закрепить понятие «пешеход». Объяснить, что для пешеходов существуют свои правила. Закрепить правила поведения на улице. 1. Чтение худ. произведений о пешеходных переходах.
2. Экскурсия к ближайшей дороге с переходом.
3. Предложить детям нарисовать переход, которым они чаще пользуются при переходе дороги с родителями.
4. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций.
5. П/игра «Стоп».
Март «Перекрёсток»
Цель: знакомство с перекрёстком, закрепление правил перехода перекрё стка: посмотреть налево, на середине дороги остановиться, посмотреть направо, переходить только прямо, а не наискось. 1. Чтение худ. произведений о соблюдении правил дорожного движения.
2. Упражнения на макете. С/р игра «Водитель».
3. Предложить детям книги по правилам дорожного движения для рассматривания иллюстраций и их обсуждения.
Апрель «Где и как переходить улицу»
Цель: формирование представлений об обстановке на улице, рассказать, как вести себя на улице, учить определять опасные места на дороге, Соблюдать правила безопасного движения в установленных местах и правила безопасного перехода проезжей части. 1. Игры на определение изменения направления перемещения людей и транспорта : идёт медленно, быстро, поворачивает налево, направо, идёт, бежит, останавливается.
2. Составление рассказов детьми «Как мы переходили дорогу».
3. Чтение худ. произведений.
4. Просмотр видеофильма по правилам дорожного движения.
Май «Дорожные знаки»
Цель: формирование знаний о дорожных знаках, знакомство с видами дорожных знаков. 1. Чтение худ. произведений.
2. Д/игры «Найди такой же», «Угадай знак».
3. Предложить детям нарисовать дорожные знаки.
4. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций, плакатов.
Июнь «Мы едем, едем, едем!»
Цель: формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения дошкольников на дороге. 1. С/р игра «Ты сегодня пешеход».
2. Обыгрывание ситуаций поведения на улице.
3. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Шагая осторожно».
4. Словесная игра «Найди правильное решение».
Июль Правила поведения в общественном транспорте
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в общественном транспорте 1. Беседы об автобусе и троллейбусе.
2. Чтение художественной литературы: Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», С. Михалков «Скверная история».
3. С/р игра «Я сегодня пешеход».
Август Как у наших у ворот очень важный знак живет
Цель: закрепление правил дорожного движения; обучение применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста. 1. Чтение художественной литературы: О. Бедарев «Если бы», Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
2. Беседа «Зачем нужны дорожные знаки».
3. С/р игра «Ты сегодня пешеход».
4. Д/игра «Узнай знак, правильно ли поставили знак».
В течение 2022-2023 учебного года «Безопасные дороги»
Цель: пропаганда соблюдения Правил дорожного движения Размещение информации посвященной Правилам дорожного движения на информационных ресурсах, сайтах, социальных сетях, на стендах ДОУ
Перспективный план работы по разделу «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»
в старшей группе (5 – 6 лет)
Месяц
Программное содержание
Совместная деятельность
Сентябрь «Прогулка по селу»
Цель: закрепление понятий «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». 1. Д/игра «Наша улица».
2. Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Закрепление с детьми их домашних адресов.
5. Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада.
Октябрь «Светофор»
Цель: закрепление знаний сигналов светофора: красный, красный и жёлтый. Учить начинать движение на зелёный сигнал светофора только, убедившись, что все машины остановились. 1. Изготовление макетов светофора.
2. П/игра «Светофор».
3. Чтение худ. произведений.
4. Инсценировка по правилам дорожного движения. Игра-драматизация ПДД.
Ноябрь «Дорожные знаки»
Цель: закрепление назначения дорожных знаков. Знакомство с дорожными знаками «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещён», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение. 1. Д/игра «Угадай, какой знак». Чтение худ. произведений.
2. Выполнение тематических заданий.
3. Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками.
4. Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков».
5. Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой».
6. Конкурс загадок по правилам дорожного движения.
Декабрь «Транспорт»
Цель: обучение ориентироваться в многообразии транспортных средств. Уточнение знания о труде шофёра. 1. Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями.
2. Д/игра «Теремок». П/игра «Стоп». Наблюдение за трудом водителя.
3. Беседа о правилах езды на велосипеде. Чтение худ. произведений.
4. Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада.
Январь «Мы едем, едем, едем!»
Цель: формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения дошкольников на дороге. 1. Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».
2. Чтение рассказа В. Клименко «Кто важнее всех на улице».
3. П/игра «Умелый пешеход».
4. Оформление информационного стенда «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога».
Февраль «Сигналы регулировщика»
Цель: знакомство с работой регулировщика. Обучение распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора. 1. Д/игра «Жесты регулировщика».
2. Предложить детям складывать разрезные дорожные знаки.
3. Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. произведений.
4. Упражнения на транспортной площадке.
Март «Мы – пассажиры»
Цель: привитие детям правила пользования маршрутным транспортом : где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе. Знакомство с обязанностями пассажиров. 1. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг.
2. Решение практических заданий («Как вы поступите, если на рельсы упадёт ваша книжка?» и т. д.) Обыгрывание игровых ситуаций. Конкурс рисунков на асфальте.
3. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.
4. Чтение худ. произведений. Д/игра «Найди пассажира-нарушителя».
Апрель «Мы – пешеходы»
Цель: расширение знаний детей о правилах поведения на улице. Знакомство с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и перехода через проезжую часть. 1. Дискуссии на темы «Какое стоящее из транспортных средств опаснее других?», «В чём опасность, если ребёнок перебегает дорогу?»
2. Конкурс «Лучший пешеход» Обыгрывание игровых ситуаций. С/р игра «Мы пешеходы».
3. Решение головоломок по правилам дорожного движения.
4. Час досуга на транспортной площадке. Чтение худ. произведений.
Май «Перекрёсток»
Цель: закрепление понятия «Перекрёсток», правила перехода перекрёстка. 1. Д/игра «Перекрёсток».
2. Чтение худ. произведений. Прогулка к перекрёстку.
3. Изготовление пособий к ролевой игре «Перекрёсток».
Июнь «Мы едем, едем, едем!»
Цель: формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения дошкольников на дороге. 1. Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».
2. Дидактическая игра «Собери знак».
3. Чтение рассказа В. Клименко «Кто важнее всех на улице».
4. Моделирование проблемных ситуаций «Как правильно переходить дорогу».
Июль Правила поведения в общественном транспорте
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в общественном транспорте
1. Беседа «Знакомство с транспортом».
2. Конструирование из бросового материала «Улица».
3. Составление памятки «Правила пользования пассажирским транспортом».
4. С/р игра «Автобус».
5. Конкурс загадок о транспорте «В гостях у Бабушки –Загадушки».
Август Как у наших у ворот очень важный знак живет
Цель: закрепление правил дорожного движения; обучение применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
1. Беседа «История появления в России дорожных знаков.
2. Дидактическая игра «Знаки дорожного движения». 3. С/р игра «Автобус».
4. Моделирование проблемных ситуаций «Как правильно себя вести на дороге».
5. Рассматривание иллюстраций: Ситуации на дороге.
В течение 2022-2023 учебного года «Безопасные дороги»
Цель: пропаганда соблюдения Правил дорожного движения Размещение информации посвященной Правилам дорожного движения на информационных ресурсах, сайтах, социальных сетях, на стендах ДОУ
Перспективный план работы по разделу «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»
в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет)
Месяц
Программное содержание
Совместная деятельность
Сентябрь «Устройство улицы»
Цель: закрепление понятия «Улица», её составные части и их назначение. Продолжать развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада. 1. Предложить детям рассказать о своём пути из дома в детский сад.
2. Игры на ориентировку в пространстве.
3. Предложить детям нарисовать путь от дома до детского сада.
4. Чтение худ. произведений.
Октябрь «Светофор»
Цель: закрепление видов светофоров. Формирование представления о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора. 1. П/игра «Огни светофора».
2. Чтение худ. произведений.
3. Игры на развитие наблюдательности.
4. Составление детьми рассказов на тему «Светофор».
5. Досуг по правилам дорожного движения.
Ноябрь «Правила прохода проезжей части, движение по улице»
Цель: закрепление умений переходить проезжую часть по переходу: посмотреть налево-направо, если не успел перейти – остановиться на «Островке безопасности» или разделительной линии. Закрепление умений ходить группой. Формирование представления о том, что ходить по улице необходимо по правой стороне, вне населённых пунктов только со взрослыми, по краю обочины, навстречу движения транспорта. Воспитание культуры перехода проезжей части. 1. Решение логических упражнений.
2. Обыгрывание ситуаций по переходу проезжей части.
3. Рисование на тему «Мы переходим улицу».
4. Чтение худ. произведений.
5. Рассматривание книг по правилам дорожного движения.
Декабрь «Дорожные знаки»
Цель: закрепление знаний детей о видах и назначении дорожных знаков. 1. Д/игра «Сложи дорожный знак», «К своим знакам».
2. Рассматривание макетов, различных дорожных знаков.
3. Чтение худ. произведений.
4. Беседы с использованием иллюстраций.
5. Выполнение тематических заданий.
Январь «Работа с сотрудниками ГИБДД»
Цель: закрепление сигнала регулировщика, их соответствие сигналам светофора. Познакомить с обязанностями сотрудника ГИБДД. Формирование представления о том, что регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигнала светофора. 1. П/игра «Запомни сигнала регулировщика».
2. Чтение худ. произведений. Игры на развитие внимания.
3. Моделирование ситуаций.
4. Игры на транспортной площадке.
5. КВН по правилам дорожного движения.
Февраль «Поведение в транспорте»
Цель: закрепление правил поведения в транспорте и обязанности пассажиров, знания мест ожидания пассажирского транспорта. Обучение детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях. 1. Рассматривание и решение ситуаций.
2. Чтение худ. произведений.
3. Беседа на тему «Обязанности пассажира».
4. Тематические беседы с использованием иллюстраций.
5. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.
6. Д/игра «Найди пассажира-нарушителя»
Март «Транспорт»
Цель: знакомство с сигнализацией машин, сиреной специального транспорта. 1. Решение транспортных ситуаций на макете.
2. П/игра «Грузовик», «Разные машины».
3. Предложить детям картинки-раскраски с различным видом транспортных средств.
4. С/р игра «Водитель».
Апрель «Перекрёсток»
Цель: закрепление видов перекрёстков, правила их перехода. Воспитание культуры движения пешеходов. 1. Конкурс загадок по правилам дорожного движения.
2. Беседа «Я и мой велосипед».
3. Чтение худ. произведений.
4. Прогулка к перекрёстку.
5. Рисование различных видов пешеходных переходов.
Май «Правила поведения на улице»
Цель: закрепление правил поведения на улице. Обучение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге. 1. П/игра «Да или нет».
2. Предложить детям ребусы, лабиринты, кроссворды по правилам дорожного движения.
3. Чтение худ. произведений.
4. Выполнение тематических заданий.
5. Решение опасных дорожных ситуаций.
Июнь «Мы едем, едем, едем!»
Цель: формирование навыков правильного осознанного безопасного поведения дошкольников на дороге. 1. Беседы. «Правилами езды на велосипеде», «Дорожные знаки» «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Езда на велосипеде запрещена».
2. Д/игра «Поставь дорожный знак».
3. Сюжетно-ролевая игра «Пешеход».
4. Чтение художественной литературы: "Мой приятель – светофор» С. Прокофьев.
Июль Правила поведения в общественном транспорте
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в общественном транспорте
1. Беседа «Как рождаются опасные ситуации на дороге»
2. Дидактическая игра «Угадай транспорт».
3. Чтение "Пассажир" А. Дорохов, C. Михалков «Дядя Степа – милиционер». «Моя улица». «Велосипедист».
Август Как у наших у ворот очень важный знак живет
Цель: закрепление правил дорожного движения; обучение применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
1. Чтение художественной литературы: "Как неразлучные друзья дорогу переходили" А. Иванов.
2. Дидактическая игра «Веселый жезл».
3. Подвижная игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».
4. Конкурс рисунков «Дорожному движению – наше уважение».
5. Продуктивная деятельность. Конструирование из бросового материала «Автомобили на улице»
В течение 2022-2023 учебного года «Безопасные дороги»
Цель: пропаганда соблюдения Правил дорожного движения Размещение информации посвященной Правилам дорожного движения на информационных ресурсах, сайтах, социальных сетях, на стендах ДОУ