Матвеева Ольга Николаевна
План работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы
План работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка-детский сад № 27 «Радуга»
с. Хороль Хорольского района муниципального округа Приморского края
План работы по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе
Воспитатель : Матвеева О. Н.
Пояснительная записка
«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной
Публикация «План работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
жизни… Если ваш воспитанник знает много интересуется
пустыми интересами, если он ведет себя отлично, не
пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы
не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления милосердии, доброте, справедливости, великодушии, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
На современном этап развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач, и это заложено в документах федерального значения:
воспитание является одной из важнейших задач, и это заложено в
документах федерального значения:
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 ода приоритетной задачей государства установлено «развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, п. 1) гласит, что содержание образования должно обеспечивать «духовно- нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру»
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника : целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
- Развивать у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- Формировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способность к сознательному выбору добра;
- Развивать сопереживание и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- Содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- Оказать помощь детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных
Целевые ориентиры
Возможные достижения ребенка по итогам работы по направлению духовно-нравственного воспитания :
усвоение ребенком добродетелей, направленность и открытость его к добру; принятие таких духовно-нравственных ценностей как семья, совесть, благодарность, добро, щедрость, послушание, трудолюбие, милосердие, дружба и верность, Родина, прощение;
позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
умение оценивать свои поступки;
принятие традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
ответственность за свои дела и поступки.
Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию для детей подготовительной группы
(формирование морально- этических качеств личности)
Сентябрь
«Имя»
1. Дать представление об имени, его смысловом значении.
2. День имени -именины.
-А. Барто «Имя и фамилия»
- Б. Житков «Как меня назвали»
- Г. Юдин «Рыжий город»
- Р. Сеф «Имя у тебя одно»
-В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. «Какой след должен оставить человек на земле»
«Семья»
1. Развивать положительный опыт общения в семье, формировать мотивацию на доброе отношение к близким.
2. Помочь определить основные обязанности ребенка в семье.
- Д. Габе «Моя семья» ;
-В. А. Сухомлинский
Хрестоматия по этике. - «Все добрые люди — одна семья», Бабушка отдыхает», «Именинный обед»;
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. «Вот как дети могут заботиться о взрослых»
Октябрь
«Слово»
1. Формировать словарь добрых, ласковых слов.
2. Развивать умение дарить добрые слова, исключая дурные, злые слова.
3. Учить детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. -
«Для чего говорят спасибо». «Доброго здоровья дедушка». «Скажи человеку здравствуйте». «Красивые слова и красивые дела»
- В. Осеева «Волшебное слово»
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. - «Ещ один секрет вежливости» «Воспитанность и вежливость».
«Совесть»
1. Учить детей прислушиваться к голосу совести, умению быть требовательным к себе. 2. Приучать во всяком деле советоваться с совестью. 3. Воспитывать ответственность за свои поступки. - В. А. Сухомлинский
Хрестоматия по этике. - «Стеклянный человечек». «Красивая и уродливая», «Каждый человек должен». «Мамин арбуз», «Самое важное - заставить себя чувствовать».
- А Гайдар «Совесть»
Ноябрь
«Благода рность»
1. Разобрать слово «дарить благо».
2. Формировать желание благодарить за помощь, услуги, проявление добрых дел и самому быть активным делателем добра, не ожидая похвалы
В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике.
- «Для чего говорят спасибо». «Скажи человеку здравствуйте». «Неблагодарность»
«Добро и зло»
1. Приучать детей к качествам добра (терпение, скромность, доверие. доброжелательность)
2. Воспитывать необходимость воздерживаться от плохих поступков капризов, упрямства, ссор.
3. Понимание мотивов «добрых и злых» поступков, делать добро, не хвастаясь сделанным.
- Э. Мошковская «Кто самый добрый»
-Эстонская нар. сказка «Каждый свое получил»
-В. А. Сухомлинский
Хрестоматия по этике. - «Заболел врач». «Не забывай про родник», «Стакан воды», «Трудно быть человеком»
- Этические беседы. Методическое пособие для воспитателей детских садов. «Хорошие»
Декабрь
«Щедрость и жадность»
1. Приучать детей быть щедрыми, уметь делиться с др. детьми.
2. Понимание жадности не только как скупости, но и как стремление ощутить свою щедрость.
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. «Жадный мальчик». «Котлетка как камень», «Металлический рубль»
- В. Осеева «Синие листья»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник - Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. - «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам», «Я самый главный»
«Правда и ложь»
1. Воспитывать положительное отношение к правдивости, честности — как норме поведения (не бояться признаться в плохом поступке, не сваливать всю вину на других, не брать чужих вещей без разрешения).
2. Воспитывать отрицательное отношение ко лжи, преодолевать притворство. - Л. Толстой «Лгун». «Косточка», «Корова»
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. «Даже цветы покраснели от стыда», «Почему заплакал Петрик». «Звездочка». «Стул с отломанной ножкой»
- С. Баруздин «За обедом»
- Н. Носов «Огурцы»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. «Тайное всегда становится явным» «Злая неправда» «Кто разбил большую вазу?»
Январь
«Зависть»
1. Дать представление о понятии «зависть» как чувстве, приносящем вред человеку.
2. Приучать радоваться успехам товарищей. 3. Учить следовать правилу «во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». - В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике.
- «Трудно быть человеком». «Радость и горе». «Красивая и уродливая».
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. - «Не завидуй другому»
- И. А. Крылов -«Лев и лисица»
«Послушание»
1. Дать представление понятия «послушание». 2. Формировать желание быть послушным. 3. Побуждать детей к проявлению силы воли.
- В. Белов «Ручеек»
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике.
«Кому идти за дровами». «Я больше не буду». «Раскачивание». «Капля воды».
Февраль
«Трудолюбие»
1. Понимание труда как источника жизни.
2. Воспитывать отрицательное отношение к лени и праздности.
3. Приучать трудиться без подсказки, напоминания посторонних; заботиться о ближних.
4. Любое трудовое поручение исполнять добросовестно
- Эзоп «Ворона и кувшин»
- В. Осеева «Своими руками». «Сыновья».
- В. Мусатова «Как хлеб на стол пришел»
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике.
«Счастье и труд». «Пекарь и портной». «Правильно думай о труде». «Бабушка и Петрик», «Почему голуби прилетели к Олегу». «Хлеб - это груд». «Дырявое ведро».
- Н. Носов «На горке»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. - «Без труда не будет и плода» «Кто не работает, тот не ест» «За труд говори спасибо» «Все работы хороши, выбирай на вкус»
«Милосердие»
1. Понимание милого сердца как умение видеть, когда другому трудно, кто нуждается в помощи, поддержке.
2. Вызвать желание прийти на помощь. помочь близким своим участием.
- З. Тонелиус «3 ржаных колоска»
- Ф. Достоевский «Дорогая копеечка»
- В. А. Сухомлинский
Хрестоматия по этике.
«Ненаглядный сынок». «Лесной домик». «Мальчик с больным сердцем». «Горбатая девочка». «Почему Сереже стало стыдно». «Брошенный котенок».
- Л. Н. Толстой «Муравей и голубка»
- В. Осеева «На катке»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет - «Что такое бескорыстная помощь»
Март
«Любовь»
1. Сформировать представление о любви как проявлении сердечности. доброжелательности, честности, милосердии, трудолюбии, правдивости
2. Побуждать активно проявлять любовь к близким: сделать что-то приятное, радовать своим поведением. заботливостью, вниманием, готовностью быть полезным.
- В. Осеева «На берегу реки»
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет - «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»
«Дружба и верность»
1. Понимание детьми необходимости уважения, отзывчивости, чуткости, взаимопомощи.
2. Воспитывать умение хранить свою верность, дружбу, терпимость к отдельным слабостям, недостаткам других людей.
- В. Катаев «Цветик-семицветик»
- К. Сергеенко «До свидания, овраг»
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике.
«Земляника для Наташи», «Большое ведро», «Жестокость»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет «Кто кого обидел?» «С чего начинается дружба»
Апрель
«Я хочу и я могу»
1. Вызвать у детей эмоциональное неприятие жалоб, упрямства, предательства.
2. Формировать волевую регуляцию поведения и стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций.
- В. Драгунский «Друг детства»
- С. Михалков «Два барана»
«Осуждение»
1. Понимание детьми нравственного правила жизни «Не судите, не судимы будете». Стремление детей отказаться от осуждения, ябедничества. наговоров
. 2. Умение использовать «правила разговоров».
3 Учить справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их.
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. -
«Красивое и уродливое»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. - «Почему нельзя дразниться»
Май
«Родина»
1. Прививать любовь к своему Отечеству, уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям.
- В. А. Сухомлинский
Хрестоматия по этике.
- «Это Родина». «Отцовское завещание». «Могила героев». «Заповедь дедушки»
«Чистое сердце»
1. Воспитывать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, терпимость к отдельным слабостям, недостаткам др. людей.
2. Воспитывать отрицательное отношение к проявлению жестокости. высокомерия, грубости.
- В. А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. -
«Каждый человек должен» «Красивое и уродливое»
-Л. Н. Толстой «Старик и сыновья»
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет - «Обиженные друзья»