Ольга Туйшева
План по самообразованию в подготовительной группе «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) а значит, бережно распоряжаться е богатствами
Задачи: Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
Публикация «План по самообразованию в подготовительной группе „Юный эколог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
Дата начала работы: сентябрь 2018год
Дата окончания: май 2019год
Актуальность выбранной темы
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
План работы по самообразованию
1. этап Информационно-аналитический (сентябрь-октябрь)
Подбор литературы
1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.
2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
3. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
2. этап. Практический. (октябрь-апрель)
Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Работа с детьми
Октябрь
Тема: Осень
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе, родному краю, продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Развивать умение устанавливать причинно-следственную связь. развивать внимание, мышление и память.
Беседы 1 «Почему у берзы листья жлтые, а у осины красные?»
2.«Почему птицы осенью улетают?»
3.«Осень золотая?» -Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
4Рассматривание картины "Времена года"
5Дидактические игры: "Найди такой листок, с какого дерева" "Кто быстрее соберт" -Игра "Какая сегодня погода"
6Чтение Э. -И. Бунин "Листопад» (отрывок)
7Рисование "Золотая осень"
Ноябрь
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая?»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных руками человека. Объекты живой природы - от объектов неживой природы. Сформировать у ребнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями
Беседы 1.«Как дышит человек?»
2.«Путешествие растений»
3.«Отчего небо голубое?»
4.«А если позвать ветер, он прилетит?»
Игра «Живое - неживое» «Летает-не летает» «Угадай, что в мешочке», «Съедобное - несъедобное»
Декабрь
Тема: «Вода вокруг нас».
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать, где и в каком воде существует вода в окружающем мире. Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы. Развивать познавательный интерес к воде.
1. Рассматривание глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т. д.
2. Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», «Куда бежит река», и др. 3. Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз», загадывание загадок о природных явлениях. 4. Художественное творчество: рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде»,
Январь
Тема: «Зима»
Цель: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Выяснить, почему наступает зима? Почему зимой идт снег? Уточнить приметы зимы. Познакомить детей с природными явлениями: «вьюга», «пурга», «метель», «буран» «позмка», «изморозь», «иней». Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Беседы 1.«Нужно ли человеку готовиться к зиме?»
2. «Живые ли деревья зимой?» 3.
«С кем дружит ель?»
4.«Что снится зимой растениям?»
5.«Где рождается снег и иней?»
6 Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
Рисование "Зимушка - зима"
Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка" -И. Суриков "Зима" -А. Барто "Ёлка" -Детские впечатления "Я был в зимнем лесу" -Игра "Жидкое - тврдое" -Чтение пословиц, поговорок -Игры - забавы с санками -Подвижные игры "Берегись, заморожу" "Снежинки и ветер"
Февраль
Тема: «Домашние животные»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным
Беседы 1.«Кто стал первым домашним животным?» 2.«А почему кошка так часто умывается?» 3.«А животные умеют разговаривать?» -Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные -Дидактические игры: "Назови детнышей" "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живт" -Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) -Чтение сказки "Как собака друга искала" -Драматизация сказки "Три пороснка" Драматизация сказки "Три пороснка" Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составь рассказописание» и др. Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др.
Март
Тема: «Комнатные растения»
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений,. Учить детей ухаживать за ними, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и
сходство между ними, характерные признаки.
Беседы 1. «Как растения пьют воду?» 2.«Почему некоторые цветы с колючками?» 3.«А где растения берут воду в пустыне?» 4.«Мир комнатных растений» 5.«Почему не все комнатные растения любят солнышко» Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений -Игра "Цветы" -Дидактические игры "Живые картинки","Опиши, я отгадаю" -Рассматривание картины "Цветущий кактус" -Лепка "Кактус" Беседа «Влаголюбивые и засухустойчивые комнатные растения.
Апрель
Тема: «Эти удивительны е насекомые»
Цель: Систематизировать знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым
Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций -Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") -Рисование "Божья коровка" -Лепка "Зелная гусеница"
3. этап. Итог. Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Экологическое воспитание детей»
Изготовить картотеку игр на экологическую тему
Фото отчет.