Юлия Павловская
План работы кружка по художественно-творческому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель и задачи кружка
4. Возраст детей, режим организации
5. Срок реализации
6. Формы, режим организации, содержание образовательной деятельности
7. Ожидаемые результаты и способы их определения (механизм освоения нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов).
8. Тематический план
9. Приложение:
Таблицы диагностического обследования.
Публикация «План работы кружка по художественно-творческому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Методическое обеспечение кружка (бумага; аквакраски; клей ПВА; бамбуковые палочки; кисть, карандаш, ножницы, стека вода; влажные салфетки; аквастолы, светодиодные столы, соленое тесто, акварельные краски, нитки, соленое тесто, дополнительные материалы (листья, ветки, крупа, блестки, конфетти и др).
10. Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
В рамках кружковых занятий я научу детей различным приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Познакомлю с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, техникой рисования ЭБРУ, дизайном) и жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочная живопись на песке, анималистика).
Результат будет получаться ярким, необычным и неповторимым, который будет вдохновлять ребят на новое и новое творчество.
В рисовании – совершенствовать песочную технику, технику рисования ЭБРУ, рисование акварельными красками, уверенно пользоваться кистью, проводя линии в различных направлениях; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков; познакомить с различными приемами рисования простым карандашом, пастелью, художественным углём, сангиной; учить придавать образу эмоциональную окрашенность, настроение.
В лепке - учить детей анализировать форму предмета; осваивать рельефную лепку; создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с пластическими материалами (самостоятельное получение необходимых цветов и оттенков соленого теста и пластилина, создания объёмных форм и их закрепление композиционное решение в пространстве).
В аппликации - познакомить с новым способом создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру для несимметричных предметов, а также прорезание части изображения.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях будет даваться возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в план, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В процессе работы кружка предусмотрено и активное участие родителей: проведение совместных учебных мероприятий (выставок, коллективных работ, совместных занятий.
Актуальность.
Все дети любят рисовать, лепить, вырезать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании и лепке, аппликации;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.
Цель: «Развитие творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста, через овладение различных приемов нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Задачи:
- познакомить с историей детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-былинная живопись, анималистика, учить понимать выразительные средства искусства.
-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.
-развивать творческие способности детей.
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- развивать чувство фактурности и объёмности;
Возраст детей: 5-6, лет
Список детей посещающих кружок : -
старшая группа «Колокольчики», количество детей – 7.
Общая продолжительность занятий: 25 минут. Частота занятий - 2 раза в месяц.
Кружок «Палитра» выполняет следующие функции:
обучающую направленность, ориентированную на формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса, развитие воображения и мышления у дошкольников, активизации творческой активности детей:
социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год.
Формы, содержание образовательной деятельности
Метод:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Приемы организации работы с детьми
«Минутки релаксации»;
рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных педагогом, художиками;
знакомство с различными материалами в техниках «эбру», песочной, тестопластике;
чтение стихов, загадок;
прослушивание музыкальных произведений;
подвижные, дидактические игры;
пальчиковая гимнастика;
Формы организации
Занятия учебных групп проводятся 2 раза в месяц по 25 минут в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:
1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;
2-й – освоение основных приемов нетрадиционных техник: «Цветы», «Узоры», «Загадка весны»- ЭБРУ; Зимушка - зима», «Новогодняя елочка»- тестопластика; «Северные узоры», «Песочная фантазия»- техника рисования на песке и манке; аппликация- «Подарок для родных», «Фабрика игрушек».
3-й - сюжетное рисование акварелью по темам и по замыслу «Звездное небо», «Одуванчики».
Ожидаемые результаты работы кружка :
К концу года обучения дети:
освоят технику рисования красками Эбру, технику рисования на песке и акварелью, технику создания поделок из бумаги и соленого теста.
смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
улучшится показатели мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках разного уровня, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Средства диагностики:
-Отзывы родителей.
-Собеседование с подгруппой
-мониторинг детей на начало и конец учебного года.
План кружка старшей группы по художественно-творческому развитию дошкольников «Палитра» на 2020-2021уч. год.
ноябрь 1-е занятие
Тема: «Рисуем цветы» -Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный.
Задачи
-Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.
-Развивать детскую индивидуальность.
-Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.
Содержание -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание».
-Понятие «композиция».
-Выполнение работы «Цветы».
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
ноябрь 2-е занятие
Тема: «Морозный узор на окне»
Задачи
-Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий).
-Продолжать учить работать шилом по поверхности воды.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Содержание
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание».
-Понятие «композиция».
-Выполнение работы «Морозные узоры».
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
декабрь 1-е занятие
Тема-«Зимушка-зима»
Задачи:
-Учить создавать объемные поделки из соленого теста
-Использовать приемы раскатывания, сплющивания, оттягивания краев.
Содержание
- Беседа о зиме, о новогоднем празднике, о символе 2021г.
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание».
-Понятие «композиция».
-Выполнение работы «Зимушка- зима»
Оборудование:
муляжи, картинки,
соленое белое тесто, стеки, кисточки, стакан с водой.
декабрь 2-е занятие
Тема:«Новогодняя елочка»
Задачи:
-Поддерживать интерес к поиску способов лепки
- Развивать общую ручную умелость
- Учить оформлять поделки
- Развивать мелкую моторику рук
Содержание
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание».
-Понятие «композиция».
-Выполнение работы лепка «Новогодней елочки».
-Оборудование: муляжи, картинки, соленое белое тесто, стеки, кисточки, стакан с водой.
январь 1-е занятие
Тема:"Рисование северных узоров"
Задачи
-Познакомить с техникой рисования на светодиодных столах, песком, манкой.
-Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.
-Развивать детскую индивидуальность.
Содержание
-Оборудование: светодиодные столы- 4 шт., песок, манка, ватные палочки, образцы узоров.
февраль 1-е занятие
Тема:«Песочная фантазия»
Задачи:-Развивать желание экспериментировать в рисовании, на светодиодных столах.
-Продолжать учить работать с сыпучими материалами.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. - Содержание: Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук:
-Пальчиковая гимнастика: «Домик».
Выполнение работы «Песочная фантазия»
- Оборудование: светодиодные столы- 4 шт., песок, манка, ватные палочки, образцы узоров.
февраль 2-е занятие
Тема:Подарок для родных «Сердечки»
Задачи:
-Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Содержание
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение катание палочек между ладонями».
-Выполнение работы «Подарок для родных».
-Оборудование:
шаблоны сердечек разного размера по количеству детей, клей, кисточки, салфетки, образец «готовых поделок из выкроек»
март 1-е занятие
Тема: «Фабрика игрушек»
Задачи:
-Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Содержание
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Хлопки», «Поглаживание ладонью одной руки кисти другой, сначала тыльной стороной от себя, а потом ладошкой к себе».
-Пальчиковая гимнастика: «Гроза».
Выполнение объемных работ из бумаги.
-Оборудование: шаблоны на бумаге: зайчик, птичка, овечка, объемная машинка, клей, картон, карандаши.
март 2-е занятие «Загадка весны» -Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности. -Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Скользящие хлопки», образное движение «Моем руки» - потирание кистью одной руки другой, потом наоборот. Пальчиковая гимнастика: «Гроза».
-Выполнение работы «Загадка весны»
-Оборудование: набор Эбру (краски АртДеко, веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
апрель 1-е занятие
Тема «Звёздное небо»
Задачи:
-Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Содержание
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Скользящие хлопки», образное движение «Моем руки» - потирание кистью одной руки другой, потом наоборот.
-Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
-Выполнение работы «Звездное небо»
-Оборудование: набор: краски акварель, вода, кисточки, восковые мелки, нитки,
апрель 2-е занятие
Тема:«Одуванчики»
Задачи:-Развивать желание экспериментировать, фантазировать.
-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Содержание
-Подготовка руки к работе. Выполнение упражнений для кистей рук: упражнение «Сжимание разжимание пальцев в кулак», «Катание палочек между ладонями».
-Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
-Выполнение работы «Одуванчики»
Оборудование: набор красок акварель, кисточки, вода. восковые мелки, нитки.