Иванова Татьяна
План работы кружка по пластилиновой живописи «Капельки творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РАБОТЫ
КРУЖКА ПО ПЛАСТИЛИНОВОЙ ЖИВОПИСИ
«КАПЕЛЬКИ ТВОРЧЕСТВА»
Пояснительная записка
Пластилиновая живопись в дошкольном учреждении - один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования.
Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые
влияют на формирование и развитие художественно - эстетического и образно - пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «План работы кружка по пластилиновой живописи „Капельки творчества“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Планирование, тематические недели
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Основными целями и задачами обучения детей пластилиновой живописи является:
• Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение
интереса к лепке;
• Освоение новых приемов (скатывания, надавливания,
размазывания) и создания с их помощью сюжетных картин;
• Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• Развитие мелкой моторики;
• Ознакомление с окружающим миром;
• Развитие эмоций и фантазии.
В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею необходимо придерживаться следующей методики:
• В работе лучше всего использовать яркий цвет. В меру мягкий материал, что позволяет еще не окрепшим ручкам ребенка создавать первые рисунки.
• При лепке следует учитывать особенности работы с пластилином, так для получения нужного оттенка рекомендуется использовать не более 2-Зх цветов.
• Раскатывать такие жгутики (2-3 цвета) и скручивать их между собой в виде спиральки, а затем сплющивать.
• Накладывать на основу разноцветные кусочки пластилина в виде наклепов, надавливать и размазывать их пальцами в разных направлениях.
Организационно - методические указания по проведению занятий.
1. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, продолжительностью 30 мин, под группой из 5-7 человек.
2. Работа с пластилином занимает много времени, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультминутки.
3. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин. Затем размазывать от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
4. Тематика предлагаемых занятий отражена в 3-х направлениях:
• Изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
• Основ перспективной грамоты таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет;
• Создание сказочного мира, сказочных образов (книжная графика).
5. На практических занятиях даются задания 3-х видов:
а) Индивидуальные учебные, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом
б) Индивидуальные творческие, направленные на развитие образного мышления, воображения творческих способностей.
в) Коллективные тематические, укрепляющие контакты между детьми и повышающие интерес, уровень и качество работ.
6. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда. Следует использовать игровые мотивации.
7. Важным моментом является благоприятный эмоциональный фон, а условием успешной работы - оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Материалы, используемые в работе:
• Картон с контурным рисунком;
• Набор пластилина;
• Салфетка для рук;
• Стеки;
• Бросовый или природный материал.
Пластилиновая живопись как один из способов развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Пластилиновая живопись – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Это один из самых доступных видов детского художественного творчества. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в пластилиновых образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но самый настоящий: «подводный мир», «космос», «зоопарк», «кукольный домик» и т. д.
Пластилиновая живопись в дошкольном учреждении - один из наиболее редко практикующих видов изобразительной деятельности, т. к. не является обязательным в программах дошкольного образования.
Однако в пластилиновой живописи заложены огромные возможности, как педагогические, так и воспитательные, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и пространственно-образного восприятия окружающего мира.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает внимание, память, мышление, воображение, речь. Особую ценность приобретает эта методика при использовании ее для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.
Основными целями и задачами обучения детей пластилиновой живописи являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазий.
Тематика предлагаемых занятий идет в 3-х направлениях: 1) изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды; 2) основ перспективной грамоты таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет; 3) создание сказочного мира, сказочных образов.
В процессе обучения детей пластилиновой живописи следует учитывать этапы работы:
1. Подготовительный этап.
• Знакомство с работами из пластилина. Рассматривание объемных фигурок из пластилина, натюрмортов с изображением одного предмета на цветном фоне, сюжетных пластилиновых картин.
• Знакомство с особенностями материала. Рассказать и показать детям, как сделать пластилин мягким и податливым, разминая его руками.
• Выбор сюжета. Рассматривание детских книжек, раскрасок.
• Подготовка основы картины (картон или другой любой материал).
• Копирование рисунка. Перенос выбранного сюжета на картон. Знакомство с копировальной бумагой.
2. Основной этап.
• Освоение приемов работы с фоном: придавливания, разглаживания, примазывания, выбор цвета.
• Работа с фрагментами основного изображения. Выделение контурных линий для усиления зрительного восприятия картины.
• Работа с накладными деталями (мелкие части предмета и образа)
3. Заключительный этап.
• Оформление рамки. Рамку можно выполнить разными способами и украсить зернами, семенами, волнистыми линиями и т. д.
• Лакирование картины (проводится взрослым).
Для работы пластинографией нужны материалы: набор стеков, цветной пластилин, набор пластиковые дощечки, картон плотный, деревянные дощечки, стекло, пластик, канцелярский нож для резки картона, копировальная бумага, набор сюжетных картинок, природный материал (семена растений, зерна, шишки, орехи, листья, ветки) и бросовый материал (пластиковые баночки, пуговицы, тряпочки, мягкая бумага, флакончик растительного масла для очистки рук и поверхностей.
В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- в работе лучше всего использовать яркий цвет. В меру мягкий материал, что позволяет еще не окрепшим ручкам ребенка создавать первые рисунки;
- при лепке следует учитывать особенности работы с пластилином, так, для получения нужного оттенка рекомендуется использовать не более 2-3 цветов;
- раскатывать такие жгутики (2-3 цвета) и скручивать их между собой в виде спиральки, а затем сплющивать;
- накладывать на основу разноцветные кусочки пластилина в виде налепов, надавливать и размазывать их пальцами в разных направлениях.
Для рисования пластилином, занятий пластилиновой мозаикой нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина появляются необыкновенные волшебные пейзажи, сюжеты, натюрморты и узнаваемые портреты.
Обязательно попробуйте рисовать пластилином вместе с вашим ребенком. Ведь дети обожают возиться с пластилином, а пластилиновая живопись станет для них новым способом выражать свои мысли, фантазии, станет хорошим фундаментом для дальнейшего развития его творческого потенциала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. - СПб., 2002. - 128 с.
2. Бобкова Т. И., Красносельская В. Б., Прудыус Н. Н. Художественное развитие детей 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М., 2000. -344с.
4. Григорьева Г. Г. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. - М. : Линка-пресс, 2003. - 64 с.
5. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. / Сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.
6. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника. - М. : Просвещение, 2006. - 240 с.
7. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник: Обучение дошкольников рисованию. - М. : Изд-во Ювента, 2002. - 200 с.
8. Захарова Н. Р. Декоративное рисование в детском саду. - Якутск, 1991. -40 с.
9. Изобразительная деятельность и художественный труд / Сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 187 с.
10. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М. : Просвещение, 1996. - 157 с.
11. Климова Е. П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: Интегрированные занятия. - М. : Изд. Учитель, 2004. - 94 с.
12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994. -158с.
13. Копцева Т. А. Природа и художник. - М., 1996. - 175 с.
14. Лепка глиняных игрушек / Сост. С. В. Михалева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
15. Мониторинг в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и. т. д. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 592 с.