Ольга Яндаева
План работы психологического кружка «Добрые волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Название кружка : «Добрые Волшебники»
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Создать условия для формирования социальных навыков поведения в процессе игры;
2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать любовь и уважение по отношению к своей семье, родным и близким людям;
3. Снятие психоэмоционального напряжения через создание условий для творчества, самовыражения;
Темочки:
4. Формирование нравственных представлений на эмоционально-чувственной основе через содержание сказок, осуществление профилактики и снижение психоэмоционального напряжения;
5. Формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях;
6. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, выразительности жестов, чувств эмпатии, обучение приемам регулирования поведения, снятие психомышечного напряжения.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека, которые закладываются в детстве. Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры.
Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения тех форм взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.
Овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и игровой деятельностью. В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом. Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающих поколений, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость.
Тематическое планирование занятий
Сентябрь
Цель: Учить детей дифференцировать ощущение дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения.
1. «Давай дружить»
2. Беседа «Нет друга – ищи, а найдешь - береги»
3. «Дружба-неприязнь»
4. «Дружба начинается с улыбки»
Октябрь
Цель: Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло»; учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимики
1. Хорошо ли быть злым?
2. Добрые поступки
3. Доброжелательность
4. Гнев
Ноябрь
Цель: Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении
1. Как справиться с упрямством?
2. Чувства одинокого человека.
3. Ссора
4. Как помириться?
Декабрь
Цель: Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику; формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок
1. Радость. Море радости.
2. Грусть.
3. Учимся справляться с чувством обиды.
4. Волшебные слова.
Январь
Цель: Обучение детей осознания травмирующих факторов с целью понижения их значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения; развивать волевую регуляцию поведения, эмоциональную честность
1. Стыд. Зачем человеку чувство стыда?
2. Честность. Учимся честно говорить о проступке.
3. Почему трудно признать свою вину?
Февраль
Цель: Познакомить детей с эмоцией испуг и удивление, учить узнавать эмоцию по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха
1. Удивление
2. Страх
3. Смелость. Смелые глаза – молодцу краса.
4. Спокойствие
Март
Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье, друг к другу; расширить представление детей о семье; раскрыть значимость моральной поддержки друзей.
1. Мама – надежный защитник.
2. Я и моя семья
3. Я и мои друзья
4. Я и мое имя
Апрель
Цель: Вызвать интерес друг к другу; получить дополнительную информацию о самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе
1. Страна Я
2. Я особенный
3. Я и мои мечты
4. Я и мое настроение
Май
Цель: Познакомить детей с понятием этикет; формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения; воспитывать нравственные качества и чувства
1. Подарочный этикет
2. Гостевой этикет
3. Волшебные средства понимания
4. Наши чувства
Литература
1. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М. : Баласс, изд. Дом РАО, 2004. – 160 с.
2. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития 5-6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 218с.
3. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 72 с.
4. Семенака С. И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М. : АРКТИ, 2002. – 80с.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96с.