Гузель Тиморшина
План профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный план профессионального саморазвития
по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Правила дорожного движения для дошкольников
Актуальность
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Публикация «План профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В этой связи просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма. На наш взгляд основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают в нем непосредственное участие
Проблема
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность;
-нехватка педагогической и практической информации у родителей в организации работы по обучению детей грамотному поведению в транспорте, вблизи дорог и на улице.
Цель
Создание комплексной системы работы, как в детском саду, так и в семье, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
• Расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения;
• Формировать мнение о недопустимости нарушений ПДД;
• Сформировать у родителей отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности;
• Учить детей ориентироваться в различной обстановке;
• Вырaбатывать привычку правильно вести себя на улице;
• Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.
• Воспитывать в детях самостоятельность, ответственность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях
Формы работы с семьей:
• Лекции;
• Консультации;
• Папки – передвижки;
• Семинары;
• Стенды;
• Совместные праздники;
Срок реализации проекта
• Сентябрь 2016г. - май 2017 г.
• Сентябрь 2017г. -май 2018 г.
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
• Знать некоторые эпизоды истории происхождения транспорта; пользоваться понятием гужевой транспорт;
• Пользоваться понятием: «одностороннее и двустороннее движение», правильно называть части улицы: тротуар, проезжая часть, ограничительная линия;
• Пользоваться понятием «правосторонне движение»; правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай;
• Знать сигналы светофора и правила поведения при их смене;
• Различать на дороге (макете) и называть следующие дорожные знаки : «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»;
• Знать правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить – с передней;
• Знать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате;
• Иметь представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Узнавать дорожный знак «Железнодорожный переезд».
Подготовительная группа:
• Иметь представление о работе сотрудников ГИБДД;
• Уметь классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Знать понятие «тормозной путь»;
• Уметь правильно переходить через улицы разных типов. Знать световые и звуковые сигналы спецтранспорта;
• Знать о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Понимать временной указатель на светофоре;
• Знать правила поведения в общественном и личном транспорте. Осознанно воспринимать последствия дорожных происшествий;
• Иметь представления о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках;
• Знать правила поведения пешеходов у железнодорожного переезда, назначение шлагбаума.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Месяц Тема НОД Игры Целевые прогулки Беседы, чтение Досуги, развлечения
Сентябрь «Происхождение современного транспорта»
Познакомить с некоторыми эпизодами истории происхождения транспорта; расширить знания о видах транспорта; ввести понятие гужевой транспорт. Дидактические игры: «Знаешь ли ты?»
Подвижные игры : «Лихие упряжки» Беседа «На чем люди ездили раньше?»
Октябрь «Транспорт»
Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легко –
вой и грузовой транспорт) Развитие речи «Мой любимый вид транспорта».
Конструирование
«Автобус»
Аппликация «Троллейбус» Дидактические:
«Чудо-машина»
«Найди по действию»
«Подбери колеса»
Строительные:
«Гараж»
«Улица с автобусными
Остановками»
Подвижная :
«Цветные автомобили»
Игра-фантазия:
«Все наоборот»
«На чем я путешествую»
Сюжетно-ролевая:
«Гараж»
К проезжей части:
наблюдение за движением машин и работой водителя Беседы: М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
Беседы:
«Какие машины нужны человеку»
«Профессия – шофер» Театр картинок «Машины на нашей улице»
Викторина «Транспортные средства»
Ноябрь «Улица»
Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение», закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, ограничительная линия Развитие речи «Улица города».
Конструирование «Городок для любимых игрушек»
Рисование «Улицы города»
«Дорожная азбука» -интегрированное занятие.
Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось»
Строительная: «Трамвайное депо»
Подвижная : «Различные виды дорог»
Игра-фантазия: «Что не так»
Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» Знакомство с улицей, на которой находится детский сад Чтение: С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чу-десный островок»
Беседы: «Машины движутся в разные стороны», «Участники дорож- ного движения» Театр на столе «Автоша отправляется
в путь»
Декабрь «Движение транспорта и пешеходов»
Формировать понятие «правосторонне движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай. Ознакомление с окружающим
«Движение транспорта»
Рассматривание картины «Обход транспорта»
Рисование «Перекресток с потоком машин» Дидактические: «Направо – налево», «Угадай, что изменилось»
Строительная: «Трамвайное депо»
Подвижная : «Встречные перебежки»
Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть»
Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» К проезжей части: прогулка к автобусной остановке Чтение: Я. Пишумов
«Азбука города»,
Г. Тумаринсон «Новые приключе-
ния Буратино».
Беседы: «История правостороннего движения»,
«Опасные участки на дороге» Инсценировка «На лесном перекрестке»
Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра.
Январь «Светофор»
Закрепить знания о сигналах светофора и правилах поведения при их смене. Лепка «Светофор»
Ручной труд – изготовление светофора из бросового материала. Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор».
Строительная: «Мы – пешеходы».
Подвижная : «Светофор»
Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый
сигнал светофора»
К проезжей части: наблюдение за работой светофора Чтение: С. Прокофьев, Г. Сапгир «Мой приятель – светофор»,
М. Пляцковский
«Светофор»
Беседы: «История создания светофора»
«Сигналы светофора» Инсценировка «Зеленый, желтый,красный»
Февраль «Дорожные знаки»
Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков : «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» Ознакомление с окружающим «Путешествие на пере-кресток».
Аппликация «Знаки на нашей улице».
Рисование «Наш город», «Перекресток» Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».
Строительная: «Постройка переходов».
Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» К проезжей части: к пешеходному переходу без светофора Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается»
Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки» Вечер загадок.
Март «Правила поведения в транспорте»
Уточнить правила пользования обществе-нным транспортом: транспорт нужно ожидать на специаль-ной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить – с передней Развитие речи «Разговор о правилах дорожного движения»,
Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка»
Рисование «Люди входят и выходят» Дидактические: «Правильно – опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом»
Строительная: «Строители пассажирских остановок»
Подвижная : «Найди каждый свою остановку»
Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».
Сюжетно-ролевая: «В автобусе» К проезжей части: на автобусную остановку Чтение: С. Михалков «Шел трамвай десятый номер»,
С. Маршак «Автобус номер 26»
Беседы: «В городском транспорте»,
«Зачем нужны правила пассажирам» Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр»
Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. На остановке. В автобусе. Пристегните ремни.
Апрель «Велосипед, самокат»
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде,
самокате. Ознакомление с окружающим «Улица – не место для игр»
Лепка «Самокат»
Рисование «Велосипед со светоотражателями» Дидактические: «Запрещается – разрешается», «Подбери цвет», «Далеко – близко»
Ситуация: «Мне купили новый велосипед»
Подвижные : «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах» Во двор жилого дома: на детскую площадку Чтение: И. Кончаловский «Самокат»
Беседы:
«Игры во дворе»
«Безопасное поведение на улице» Инсценировка «Незнайка учится кататься на велосипеде»
Май «Загородная дорога»
Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загород-ной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» Развитие речи. Составление рассказа из личного опыта «Как я путешествовал»
Коллективная аппликация «Голубой вагон бежит, качается.» Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты»
Строительные: «Магистраль», «Трасса»
Подвижная : «Стоп»
Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».
Сюжетно-ролевая: «Путешествие»
К железной дороге. Чтение: Б. Житков «Что я видел»
Беседы: «Правила необходимы везде»
Беседа о профессии обходчика. Совместный поход в парк «Пешеходные туристы»
Ознакомление детей подготовительной группы с правилами дорожного движения
Месяц Тема НОД Игры Целевые прогулки Беседы, чтение Досуги, развлечения
Сентябрь «Дорожные знаки»
Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков : «Пешеходный переход», «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» Ознакомление с окружающим «Путешествие на пере-кресток».
Аппликация «Знаки на нашей улице».
Рисование «Наш город», «Перекресток» Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».
Строительная: «Постройка переходов».
Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» К проезжей части: к пешеходному переходу без светофора Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается»
Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки» Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра.
Октябрь «Транспорт»
Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифициро-вать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь» Развитие речи: «Классификация транспорта».
Конструирование «Модель самолета» Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомо-биль», «Чего не хватает»
«Измерь тормозной путь», «Транспорт»
Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром»
Подвижная : «Лодочка»
Ситуации: «Звуки улицы»
«Мир города»
Сюжетно-ролевая: «Автосалон» К нерегулируемому переходу, на шоссе Чтение: Я. Пишумов «Машины»,
Н. Носов «Автомобиль»
Беседы: «Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка» Вечер загадок «Дорожная математика»
Ноябрь «Улица»
Расширять представления детей о строении и разметке улиц.
«Милиционеры-регулировщики»
Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД Лепка» Едем – гудим! С пути уйди!»
Рисование» Мы едем, едем, едем в далекие края» Рисование «Родной поселок Приволжский»
Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик»
Строительные: «Новый район города»
Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милицио-нер взмахнул палочкой»
Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД» К проезжей части, к посту работников ГИБДД Чтение: С. Маршак «Правил уличных не зная….», «Милицио-нер». Я. Пишумов «Посмотрите,посто-вой», «Инспектор ГИБДД»
Беседы: «Моя дорога в детский сад», «Милиционер-регулировщик» «Незнайка в городе Дорожных знаков» физкультурно-познавательный досуг в подготовительной к школе группе.
«Произносим правильно-запоминаем правила»
логопедический досуг по правилам дорожного движения
Декабрь «Движение транспорта и пешеходов».
Продолжать учить детей правильно пере-ходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспор-та. Расширять предста-вления о сложности движения на перекрес-тке. Рассматривание картин
«Обход транспорта», «Крестообразные и Т-образные перекрестки» Дидактические: «Составь схему улицы», «Ловушки»,
«Волшебные полоски», «Повороты», «Указетели»
Ситуации: «Двор – тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон»
Сюжетно-ролевая: «Служба спасения» К Т- образному перекрестку. Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – Милиционер, «Самый лучший пешеход»
О. Бедарев «Если бы»
Беседы: «Загадки пустынной улицы»
«Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы» Диафильм «Не играй на мостовой»
Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходная зебра.
Январь «Светофор»
Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познако-мить с временным указателем на светофоре. Аппликация «Автомобили у светофора»
Рисование «Внимание! Пешеход». Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время»
Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный»
Ситуации: «Пробка на дороге» К проезжей части: наблюдение за работой светофора Чтение: Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»
Беседы: «История создания светофора», «Сигнализация светофора» Драматизация «Одна простая сказка»
Февраль «Дорожные знаки»
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам. Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков»
Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку»
Рисование «Запрещающие знаки на дороге»
Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры» Дидактические: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», пазлы «Дорожные знаки»
Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки»
Сюжетно-ролевая: «Автошкола» К проезжей части: значение дорожных знаков Чтение : С. Михалков «Шагая осторожно»
Беседы: «Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов» Театр картинок «Пешеходный светофор».
Кукольный театр «Дорожные истории»
Март «Правила поведения в транспорте и на улице»
Уточнить правила в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Развитие речи «Как должен поступать пешеход, если….» Дидактические: «Ловушка», «Кроссворды», «Добавь словечко», «Это я, это я…»
Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине» К проезжей части: правила дорожного движения. Чтение: А. Эдельман «Эти ребята приятели были»,
И. Яворская «Дети и дорога»
Беседы: «Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?» Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы»
Апрель «Велосипед, самокат, роликовые коньки».
Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно»
Рисование «Мальчик на роликовых коньках» Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильно путь»
Ситуации: «Мне купили ролики»
Подвижная : «Уроки катания на двухколесном велосипедах и роликах»
Во двор жилого дома: на детскую площадку Чтение: С. Михалков «Скверная история»
Беседы: «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?» Использование УМК (учебно-методического комплекта) Смешарики. Азбука безопасности. Где кататься.
Май «Железнодорожный переезд»
Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума. Лепка «Шлагбаум»
Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума» Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город»
Строительные: «Железно-дорожная магистраль» Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».
Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород» К железной дороге. Чтение: А. Дорохов «Шлагбаум»
Беседы: «Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровоза».
Правовая основа регламентирующая работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
• Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
• Приказ Минобразования России от 22.08.1996 №448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);
• Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 100.