Лидия Крохалева
«Дорожная азбука». Педагогический проект по обучению детей дошкольного возраста 3–7 лет правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы. С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости.
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит не только от водителей, но и от пешеходов. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети-пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача. Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат. ФГОС ДО образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «„Дорожная азбука“, Педагогический проект по обучению детей дошкольного возраста 3–7 лет правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Вид проекта : познавательно-игровой
Сроки реализации проекта : 2015 – 2016 учебный год
Участники проекта :
дети разновозрастной группы № 2 (возраст 3 – 7 лет)
родители воспитанников
воспитатели группы
старший воспитатель
музыкальный руководитель
инструктор по физическому воспитанию
Цель проекта : сохранение жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи для воспитателей:
1. Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
3. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей младшей группы (возраст 3 – 4 года) :
1. Развивать интерес к правилам безопасного поведения.
2. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
Задачи для детей средней группы (возраст 4 – 5 лет) :
1. Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста (возраст 5 – 7 лет) :
1. Формировать знания о правилах дорожного движения в качестве педагога и пассажира транспортного средства.
2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.
3. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
4. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
5. Совершенствовать навыки культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Задачи для родителей:
1. С помощью разнообразных методов и приемов работы с родителями детей изучить нормативные документы, программы по закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги родителями в присутствии детей, быть примером для подражания.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах :
Для ребят младшей и средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
• макет светофора с переключающимися сигналами;
• дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
• на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться :
• макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
• набор дорожных знаков :
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети»,
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»,
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
• дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой инспектора ГИБДД. Значит, должны быть схемы жестов инспектора, атрибуты инспектора: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
• собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа сделан импровизированный телевизор);
• организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице.
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т. д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», «Транспорт» и т. д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т. д.
Тематический словарь для детей дошкольного возраста :
улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
дорожные знаки : железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево, одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
В образовательной работе по данному направлению используются авторские технологии:
• «Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т. А. Шорыгина,
• «Я и моя безопасность» К. Ю. Белая,
• «Правила дорожного движения дошкольникам» С. Н. Черепанова,
• «Три сигнала светофора» Т. Ф. Саулина,
Проект реализуется по трем направлениям :
1. Совместная деятельность с детьми:
- познавательные беседы, игры, занятия;
- наблюдения, экскурсии и прогулки по улице;
- чтение художественной и познавательной литературы;
- загадывание – отгадывание загадок;
- викторины, досуги, развлечения;
- встречи с инспектором ГИБДД района;
- просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД;
- конкурсы и выставки рисунков по данной тематике.
2. Совместная деятельность с родителями:
- создание памяток и буклетов;
- беседы и консультации;
- родительские собрания;
- участие в конкурсах, развлечениях, выставках;
- анкетирование.
3. Создание РППС в группе и на прогулочных участках:
- групповой уголок игр по ПДД совмещенный с 01, 02, 03, 04;
- среда на прогулочных участках в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знание правил безопасного поведения на улицах.
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
• осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги :
• сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
• укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
• направление работы будет находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, будет поставлена работа по поиску и совершенствованию работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.