Макеева Елена Владимировна
План проектной деятельности как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В следующий межаттестационный период моя деятельность будет направлена на продолжение разработки и внедрения проектной деятельности на тему : Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Публикация «План проектной деятельности как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Задачи: Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей, к обучению основам экологии, природопользования;
Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
Младшая группа 2020-2021 учебный год.
ПРОЕКТ
«ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Проб л е м а. Как познакомиться с неживой природой?
Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Подпроекты :
1. «Лаборатория неживой природы».
2. «Удивительное - под ногами».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
«ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Исследуемый объ-ект или явление Название мероприятия (опыта, эксперимента Цель опыта Материал, оборудование
Вода
1. Узнаем, какая вода Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся - Две одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких цветных предметов
2. Вода - волшебница Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) - Три одинаковые ёмкости с водой;
- гуашевая краска;
- пакетик растворимого кофе;
- 10 кусочков сахара рафинада;
- одинаковые стаканчики по количеству детей
Воздух З. Что в пакете? Обнаружить воздух в окру-жающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий - Полиэтиленовые пакеты
4. Игра с соломинкой Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, об-наружить его - Трубочки для коктейля;
- ёмкости с водой.
5. Игры с воздушными шариками и соло-минкой Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его - Два воздушных шарика (один, надутый слабо, - мягкий; другой, надутый сильно, - упругий)
6. Выдувание мыльных пузырей Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь - Тарелки (поднос); - стеклянная воронка;
- соломенные палочки с колечками на конце;
- мыльный раствор и ёмкость для него.
7. Ветер по морю гуляет
Обнаружить воздух - Бассейн с водой;
- модель судна- парусника
ПОДПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНОЕ - ПОД НОГАМИ»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Май 3, 4-я неделя Такие разные камни. Обратить внимание детей на разнообразие камней, встречающихся нам в жизни, порой просто под ногами, на их удивительную красоту Экскурсия в Каменный сад.
Рассматривание:
• коллекции «Мир камня»;
• буклетов открыток «Уральские самоцветы», «Поэма в камне». Рассказ воспитателя.
Июнь 1-я неделя Хозяйка Медной горы Познакомить
со сказкой Г. Бажова «Хозяйка Медной горы», вызвать эмоциональный отклик Чтение сказки воспитателем во время прогулки.
Беседа по содержанию.
Июнь 2-я неделя Каменный
цветок Предложить детям выполнить в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого цветочного растения, побуждать детей к творчеству Экскурсия к цветникам.
Совместная деятельность на прогулочном участке в «Творческой мастерской»
Июнь 3, 4-я неделя Пейзаж из камня Развивать фантазию, воображение детей. Побуждать изображать по представлению доступными средствами (камни разные по цвету и размеру, клей, краски). Коллективная работа выполняется на половине листа ватмана в «Творческой мастерской» на прогулочном участке
Средняя группа 2021-2022 учебный год.
ПРОЕКТ
«МАЛЕНЬКИЕ ОГОРОДНИКИ»
Проблема. Как вырастить урожай овощей на огороде?
Материал:
Экологический театр овощей - полуобъёмные куклы,
Научно-популярная литература по данной проблеме.
Детская познавательная и художественная литература;
Детский садово-огородный инвентарь: лопатки, лейки; грабли, ведёрки.
Форма защиты : «Караван овощей» - развлечение в музыкальном зале, в котором принимают участие дети в костюмах овощей.
Подпроекты :
1. «Путешествие по грядкам».
2. «Знакомься - огурец».
3. «В гостях у синьора Помидора».
4. «Как угодить перцу».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
«МАЛЕНЬКИЕ ОГОРОДНИКИ»
ПОДПРОЕКТ 1 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГРЯДКАМ».
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Май, 2-я неделя Устройство стеклянной грядки* Вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, при-влечь к совместной деятельности Групповая комната. Совместная деятельность в уголке природы
Май, 3-4-я недели Такие разные корни и ростки Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов, учить делать зарисовки в листке наблюдений Грядка за стеклом (аквариум с землёй). Наблюдение за прорастанием фасоли и тыквен-ной семечки
Май, 4-я неделя Путешествие земляного червячка Познакомить детей с земляным червяком. Его значение для жизни растений Наблюдение за червячком в грядке за стеклом и состоянием земли после него (становится рыхлой)
ПОДПРОЕКТ 2 «ЗНАКОМЬСЯ – ОГУРЕЦ».
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июнь, 3-я неделя Незрелый вкусный овощ Заинтересовать детей удивительной информацией об огурце Мини-спектакль театра овощей
Зелёный канатоходец Познакомить детей с удивительной особенностью огурца зацепляться усиками и виться по опоре Наблюдения в огороде, подвя-зывание огурцов
Июнь, 4-я неделя Обед для огурцов Рассказать детям о главных условиях ухода за огурцом (обильный полив тёплой водой, рыхлая земля, подкормка) Практическая дея- тельность на огуречной грядке (рыхление, внесение удобрений, полив)
Огуречная страна Обобщить знание детей об овощах Выставка огурцов! поделок из них, рецептов блюд (совместно с родителями)
ПОДПРОЕКТ 3 «В ГОСТЯХ У СИНЬОРА ПОМИДОРА».
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июль, 4-я неделя Сначала цветок, а потом - плод Познакомить детей с помидором, обратить внимание детей на его цветочки и плоды (мелкие и более крупные, вызвать желание наблюдать за растением Мини-спектакль театра овощей; наблюдения в огороде.
Август,
1 -я неделя Что любит помидор? Познакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями Практическая деятельность в огороде (полив, подкормка).
Август,
2-я неделя Конкурс на самый необычный помидор (презентация проекта) Формировать навыки совместной детско- взрослой (с родителями) деятельности, развивать творчество, фантазию Выставка плодов помидора необычной формы, размера; поделки из помидоров, рисунки, рассказы, оформленные в виде книжек.
ПОДПРОЕКТ 4 «КАК УГОДИТЬ ПЕРЦУ»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июль 1-я неделя Коварный овощ Познакомить детей с разными видами перца: сладким и горьким (жгучим). Обратить внимание на то, что их трудно различить по внешним признакам Мини-спектакль театра овощей (решение проблемных ситуаций). Наблюдения в огороде. Зарисовки детей.
Июль 2-я неделя Капризный родственник синьора Помидора Рассказать детям об особенностях ухода за перцем Практическая деятельность в огороде (полив, рыхление, подкормка)
Перечная команда мечты Предоставить детям возможность увидеть различные сорта перца, мечта вырастить много сортов перца. Выставка плодов перцев в групповой комнате (организуется совместно с родителями, желательно привлечь всех сотрудников детского сада.
Старшая группа 2022-2023 учебный год.
ПРОЕКТ
«МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ»
Проблема. «Как в памяти запечатлеть природы дивные мотивы?».
Материал: бумага, картон, краски, карандаши, обойный! клей, природный материал - мелкие камушки, палочки, веточки, пёрышки, листья, лепестки цветков, тополиный пух, семена растений.
Место защиты: Музыкальный зал.
Форма защиты : презентация работ на выставке «Летний вернисаж».
Подпроекты :
1. «Зелёный патруль»
2. «Природоохранные акции»
3. «Клумбы для бабочек»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
«МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ»
ПОДПРОЕКТ 1 ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Сентябрь 1-я не-деля
В гостях у Лесовичка Продолжать знакомить детей с обитателями экологической тропы.
Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Экскурсия по экологической тропе на участке детского сада.
Сентябрь 2-я неделя Кто охраняет природу? Познакомить детей с деятельностью государстве иных и общественных, а также детских природоохранных организаций. Вызвать желание у детей создать подобную организацию в дошкольном учреждении.
Предложить разработать Устав, Правила Беседа с рассматриванием журналов «Гринпис», «Здоровье и экология», «Юный натуралист».
Рассказ воспитателя из личного опыта об участии в работе Зелёного патруля школы.
Взаимодействие с родителями: приобщать родителей к работе над проектом, предложить совместно с детьми продумать пункты к Уставу Зелёного патруля.
Копилка идей для Устава Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Побуждать детей к законотворческой деятельности, высказыванию аргу-ментированных предложений по Уставу Зелёного патруля и их систематизации по разделам Беседа-презентация в беседке, на прогулочной площадке
Сентябрь 3, 4-я неделя Окно радости Познакомить общественность детского сада с действующим в дошкольном учреждении Зелё-ным патрулём Представление Зелёного патруля на страницах газеты «Экологический вестник»
ПОДПРОЕКТ 2
«ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Март 1-я неделя Чистый дворик. Привлечь внимание детей и взрослых детского сада к про-блеме загрязнения территории Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения
Март 2, 3-я неделя
Берегите природу. Познакомить детей с искусством плаката. Вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания. Развивать детское творчество Посещение экологической лаборатории. Художественная творческая деятельность на участке детского сада. Взаимодействие с родителями: предложить родителям оказать посильную помощь в выборе тематики и содержания плаката
Растут цветы для красоты. Упражнять детей в правовой работе. Помочь организовать природоохранную акцию Развешивание листовок на дверях подъездов близлежащих домов с целью привлечь вни-мание жителей к проблеме разорения цветников в детском саду неорганизованными детьми
Март 4-я неделя Берегите природу. Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии. Создание поделок из бросового, природного материала. Взаимодействие с родителями: «Семейная мастерская»
Экологическая азбука. Побуждать детей к творческо-поисковой деятельности. Обучать работе с различными источниками инфор мации. Приобщать к совместной дея-тельности родителей. Рассматривание ил- Г люстраций и чтение 1 детских энциклопедий. Выполнение зарисовок и сбор информации. Взаимодействие с родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука»
ПОДПРОЕКТ 3
«КЛУМБЫ ДЛЯ БАБОЧЕК»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июнь 1, 2-я неделя Цветочная мозаика. Помочь детям выяснить причину разницы в росте и цветении цветов на разных газонах, посеянных в одно время Экскурсия по экологической тропе. Посещение цветников. Фиксирование результатов в «Дневнике наблюдений»
Июнь 3-я неделя Клумбы для бабочек. Дать представление о том, что для получения семян растениям необходимо опыление насеко-мыми Наблюдения на участке детского сада
Июнь 4-я неделя Зачем бабочке кружочки? Показать роль окраски в жизни насекомых Игра-занятие
Подготовительная к школе группа 2023-2024 учебный год.
ПРОЕКТ
«ЦВЕТОЧНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ»
(для детей подготовительной к школе группы)
Проблема. Создание красивого сада на территории ДОУ.
Материал: наличие свободного земельного участка, информации по ландшафтному дизайну, информации о садовых и луговых растениях, садово-огородный инвентарь и посадочный материал.
Подпроекты :
1. «Коллекция детских идей».
2. «Как создаётся красота?»
3. «Берег левый, берег правый».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
«ЦВЕТОЧНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
ПОДПРОЕКТ 1
«КОЛЛЕКЦИЯ ДЕТСКИХ ИДЕЙ»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Апрель 2-я неделя Экскурсия по
территории бывшего уголка лекарственных
растений «Детская коллекция идей» Побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих
идей по созданию гербария. Участок старого уголка лекарственных растений.
Апрель 3-я неделя Обобщение детских идей и подготовка подпроекта «Детская коллекция идей» Приучать детей анализировать факты, извлекать из них полезную информацию и рациональное зерно.
Групповая комната
Апрель 4-я неделя Презентация проекта «Детская коллекция идей» через газету «Экологический вестник» Познакомить воспитателей, родителей и детей других групп с содержанием проекта. Экологическая газета
ПОДПРОЕКТ 2
«КАК СОЗДАЁТСЯ КРАСОТА?»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Май 1, 2-я неделя Экскурсия на тропу здоровья к ДК «Ландшафт-ный дизайн» Доставить детям эмоциональное удовлетворение. Вызвать желание перенять у мастеров секреты дизайна Тропа здоровья и парк у Дворца Культуры.
Создание коллективного коллажа-эскиза «Красивый парк» Увлечь детей проектированием фитодизайна студии путём создания коллективного коллажа из ранее нарисованных рисунков. Групповая комната
Май 3, 4-я неделя Практикум по устройству Красивый парк
Учить детей применять полученные знания по высадке растений с использованием коллажа-эскиза. Альпийская горка. Полянка «Розовое облако» на участке группы.
ПОДПРОЕКТ 3
«БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ»
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июнь 1-я неделя Беседа о благоустройстве водоёма пруда. Выявить имеющиеся у детей знания о растениях и животных - обитателях водоёмов и прибрежной зоны, условиях их жизни. Групповая комната
Июнь 2, 3-я неделя Сбор информации о влаголюбивых цветочных культурах и почвопокровных растениях Активизировать познавательную деятельность детей, учить их анализировать и систематизи-ровать полученные факты. Домашние задания и работа в группе.
Июнь 4-я неделя Обобщение информации и подготовка проекта Создать тематический альбом с фотографиями и информацией о полученных знаниях. Презентация-открытие водного комплекса.