Татьяна Трубникова
План практикума для родителей «Как научить детей сотрудничать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в области развития навыков разрешения конфликтов у детей.
Задачи:
1. Повысить интерес родителей к проблеме детских конфликтов.
2. Помочь родителям осознать собственные установки в области разрешения конфликтов.
3. Определить пути и способы развития у детей навыков разрешения конфликтов.
Ход работы:
Публикация «План практикума для родителей „Как научить детей сотрудничать“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Педагог-психолог: Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.
Часть 1. Диагностика коммуникативных качеств детей.
Для повышения заинтересованности родителям предлагается ответить на вопросы Коммуникативно-личностного опросника. Психолог зачитывает вопросы, родители заполняют предложенные им бланки. Работа проводится индивидуально, каждый родитель сам подсчитывает баллы, психолог озвучивает значение полученных результатов.
Коммуникативно-личностный опросник
Цель: выявление коммуникативных качеств ребенка
Возможные ответы: «да», «нет», «когда как», «не знаю».
1. Добрый ли ваш ребенок?
2. Внимательный ли ваш ребенок?
3. Правдивый ли ваш ребенок?
4. Вежливый ли ваш ребенок?
5. Общительный ли ваш ребенок?
6. Щедрый ли ваш ребенок?
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
8. Справедливый ли ваш ребенок?
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
10. Ответственный ли ваш ребенок?
Оценка результатов:
Каждый ответ «да» получает 1 балл; «нет» — 0 баллов; «не знаю» или «когда как» — 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
8—9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
0—1 балл — очень низкий.
b]Часть 2. Выявление установок родителей в области разрешения детских конфликтов. [/b]
На этом этапе проводится мини-тестирование. В работе используется материал методики «Картинки» Смирновой Е. О.
Родителю предлагается рассмотреть картинки и подумать, какой совет он может дать ребенку в сложившейся ситуации. Работа проводится индивидуально, каждый родитель коротко фиксирует рекомендацию на бланке.
Затем проводится обработка полученных результатов. Каждый родитель, в соответствие с рекомендациями психолога, оценивает свои результаты.
Ответы нужно отнести к одной из категорий и поставить соответствующий балл.
1. Уход от ситуации — ответы типа «убежать», «пожаловаться маме, воспитателю» — 1 балл
2. Агрессивный выход - «всех прогнать, побить, дать сдачи» и пр. — 2 балла
3. Вербально-оценочное решение - «объяснить, что так не нельзя», «сказать, что она плохо сделала» — 3 балла
4. Конструктивное решение - «найти других друзей», «построить новый дом», «подождать» и т. п. — 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы относятся к этому типу, родитель получает 16 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов родителя (2 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность настраивать ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, это свидетельствует о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности.
Далее в группе проводится совместное обсуждение возможных вариантов решения ситуаций.
Часть 3. Обсуждение путей и способов развития навыков разрешения конфликтов у детей.
На данном этапе определяются условия развития конфликтной компетентности детей. Родители вносят свои предложения, из которых при участии педагога-психолога складывается памятка по обучению детей умению договариваться.
Памятка для родителей «Как научить детей сотрудничать»
1. На собственном примере показывайте ребенку, как нужно договариваться.
2. Используйте позитивные способы выражения недовольства и гнева сами и учите этому детей: вежливость, стремление найти решение, выражение жалобы без перехода на личности.
3. Развивайте у ребенка умение понимать чувства других через обсуждения ситуаций, в которых оказался ребенок, поступков других людей, мультфильмов, сказок.
Например, при совместном чтении и обсуждении книг, можно задавать такие вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?», «А что чувствовала Мальвина в это время?», «Почему Баба Яга стала такой злой?» и т. д.
4. Обучайте способам поведения в конфликтных ситуациях через обсуждение реальных конфликтов, рассказывайте ребенку, что делать в различных ситуациях, как можно договориться.
5. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе.
После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации, на какой персонаж похож сам ребенок.
Например, известен психологический эксперимент, когда детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием к сверстникам, предложили оценить свои действия в сравнении с Буратино и Карабасом Барабасом. После того, как ребенок несправедливо делил игрушки между собой и сверстниками, взрослый задавал вопрос: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или как Карабас Барабас?». Многие дети после этого меняли свое поведение и начинали делить игрушки поровну.
6. Обязательно хвалите ребенка за хорошие поступки. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого моральное удовлетворение.
Часть 4. Игры для развития у детей навыков сотрудничества.
В дополнение педагог-психолог предлагает родителям поучаствовать в играх, в которые потом можно будет играть со своим ребенком для развития у него навыков сотрудничества.
«Как ты себя чувствуешь?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Один из участников внимательно смотрит на своего собеседника и пытается по каким-то внешним признакам угадать, как тот себя чувствует. Затем рассказывает об этом. Игрок, настроение которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет участника.
Магазин «Попроси»
Цель: обучение эффективным способам общения.
Участники делятся на «продавцов» и «покупателей». На «прилавках» магазинов разложены различные игрушки, предметы. Магазины особенные – в них товары не покупают, а просят. «Продавец» может их отдать тому, кто лучше попросит, уговорит. В течение определенного времени (3-5 минут) задача «покупателей» -получить как можно больше товаров, задача «продавцов» - сохранить товар, отдать его только в том случает, если «покупать» его действительно заслужил.
Затем участники меняются ролями.
«Двое с одним мелком»
Цель: развитие навыков сотрудничества.
Каждой паре нужны один большой лист бумаги и один восковый мелок или фломастер. Инструкция: «Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы — одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и У вас три-четыре минуты времени».
По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.
Анализ упражнения:
— Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?
— Сложно ли было вам рисовать молча?
— Пришел ли ты со своим партнером к единому мнению?
— Трудно ли было тебе оттого, что изображение постоянно изменялось?
Подводя итоги, педагог-психолог подчеркивает важность развития у ребенка умения договариваться, творчески подходить к конфликтным ситуациям. Напутствует родителей быть внимательными к конфликтам и проблемам ребенка, совместно искать их решение, чтобы в будущем дети умели находить конструктивный выход из любой сложной ситуации.
Список литературы.
1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога – М. : Аркти, 2004
2. Игры на сплочение детского коллектива. Набор развивающих карточек –СПб. : Речь, 2012
3. Пакет методик для диагностики психического развития пятилетних детей –М., 2003
4. Уханова А. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка –СПб. : Речь, 2011
5. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать – М. : Генезис, 2005